Как поставить на учет битую машину и можно ли зарегистрировать автомобиль, если он не на ходу
Если заглянуть в интернет, то можно увидеть большое количество откликов и вопросов от автолюбителей, которым пришлось столкнуться с такой ситуацией. Даже если повреждения, вроде бы, относительно небольшие, но владельцы нередко сталкиваются с отказами от сотрудников ГИБДД. Те требуют от хозяев таких повреждённых машин отремонтировать их и только после этого приезжать и переоформлять на своё имя.
Но насколько это правомерно?
Мнения по этому поводу разнятся. Возьмём в качестве примера машину с трещиной на лобовом стекле. Вроде бы обычное явление. Но что думают юристы о постановке такого авто на учёт?
к содержанию ↑Если лобовое стекло разбито или на нем трещина
Есть мнение, что причиной отказа трещина быть не может.
Некоторые специалисты говорят о том, что проверять техническое состояние автомобиля сотрудник ГИБДД во время осмотра при регистрации не должен, его задача – только сверить номера узлов и кузова и госномера с указанными в документах на машину.
К этому также добавляют, что проблемы могут возникнуть с техническим осмотром автомобиля (т.к. существует ГОСТ на техосмотр, которому проверяющий должен следовать), но поставить на учёт при наличии техосмотра можно машину в любом состоянии.
Однако есть и кардинально иное мнение. Не подлежат государственной регистрации те ТС, «конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах».
Хотя идут споры о том, можно ли считать конструктивными изменениями повреждения автомобиля после аварии, но отрицать нельзя того, что трещина на лобовом стекле – это нарушение целостности автомобиля. Она не просто затрудняет обзор, но и создаёт риск полного разрушения стекла (что опасно для водителя и пассажиров и может создать аварийную ситуацию). Поэтому требование сотрудника ГИБДД по замене лобового стекла и отказ в регистрации ТС – правомерны.
Более детально о причинах, по которым можно получить отказ в регистрации, можно узнать здесь.
Более того – сотрудник обязан поступить именно так согласно законодательству. Ведь в п.80 Приказа МВД России от 21.12.2019 N 950 «Об утверждении Административного Регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств» прямым текстом сказано: основанием для начала административной процедуры является представление заявителем в регистрационное подразделение транспортного средства.
Сотрудник производит осмотр конструкции автомобиля на соответствие требованиям законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения.
Как видим, всё не так просто, и считать отказ в постановке на учёт в любом случае неправомерным уже не получается. Посмотрим, что написано в ГОСТ Р 51709-2001 конкретно по поводу ветрового стекла. П.
4.7.2 говорит о том, что наличие трещин на лобовом стекле со стороны водителя в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла не допускается. В общем-то, это всё, что сказано о лобовом стекле в этом ГОСТе.
Выходит, что, даже если владелец прошёл техосмотр, но после этого стекло было повреждено, то постановка на учёт авто становится затруднительной. Однако только в том случае, если проблема со стороны водительского сиденья. Если стекло потрескалось справа, то ещё есть пространство для дискуссии с сотрудником ГИБДД, если он будет отказывать в регистрации по этому поводу.
Понятно, что стекло, так или иначе, придётся заменить, но не всегда это возможно сделать безотлагательно. Если нужно срочно зарегистрировать автомобиль и трещина на стекле не с водительской стороны, то можно обращаться в МРЭО. При этом надо быть морально готовым к тому, что сотрудник ГИБДД после осмотра машины сообщит об отказе.
Впрочем, всегда можно попробовать съездить в другое МРЭО, там, может быть, удастся встретить более лояльное отношение.
Что произойдёт, если ветровое стекло полностью разбито? Получается, отсутствует важный элемент конструкции автомобиля. А это уже подпадает под определение «внесение конструктивных изменений». Такая машина получит отказ в регистрации.
к содержанию ↑Как совершить процедуру?
Алгоритм будет стандартным (за исключением того, что можно столкнуться с отказом в регистрации).
Владелец приезжает в удобное ему МРЭО ГИБДД. Можно заранее записаться через Госуслуги на подходящее время.
С собой необходимо иметь все документы, которые требуются для регистрации авто:
- собственный паспорт;
- ПТС (с 26.06.2018 до 01.11.2019 допускается электронная и бумажная форма, после – только электронная);
- страховку ОСАГО;
- диагностическую карту автомобиля.
Автомобиль подгоняется на смотровую площадку, где сотрудник его осматривает на соответствие номеров узлов c номерам в документации машины, смотрит, не менялась ли конструкция автомобиля.
И визуально оценивает, насколько автомобиль соответствует требованиям безопасности дорожного движения (согласно ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который гласит, что эксплуатация технически неисправных ТС, неисправности которых создают угрозу безопасности дорожного движения, запрещена).
к содержанию ↑Что делать, если авто не на ходу?
Можно написать заявление с просьбой провести выездной осмотр по месту нахождения автомобиля. К сожалению, в таком осмотре довольно часто отказывают. Поэтому, возможно, придётся привезти автомобиль в МРЭО на эвакуаторе или дотянуть на буксировочном тросе.
Что делать, если отказывают в постановке?
- При непоколебимой уверенности в своей правоте и желании её доказать нужно затребовать письменный отказ в регистрации машины (он должен быть написан на бланке ГИБДД).
- Затем с этим отказом надо обратиться с жалобой на неправомерный отказ в регистрации авто в прокуратуру.
- Если владелец прав и с конкретными повреждениями его автомобиль всё же должны были зарегистрировать, то после рассмотрения ситуации прокуратура постановлением обяжет сотрудников МРЭО поставить автомобиль на учёт.
- Следующий за этим шаг – новый приезд в МРЭО, получение СТС на своё имя и государственных номерных знаков на автомобиль.
Отказов в регистрации битых автомобилей, судя по отзывам автолюбителей в Сети, немало. Оспорить такой отказ может быть сложно, если у машины серьёзные повреждения и сотрудник МРЭО настаивает на отказе в регистрации. Впрочем, можно посетить другое МРЭО или попытаться оспорить отказ.
Более детальную информацию о том, как грамотно обжаловать решение об отказе, вы найдете в этом материале.
- запрет на регистрацию;
- переоформление авто без собственника;
- постановка ТС на учет без его наличия или без документов;
- регистрация утилизированной машины или ранее снятой с учета по другим причинам;
- оформление авто на юрлицо или несовершеннолетнего ребенка;
- регистрация ТС с неоплаченными штрафами бывшего владельца.
Если всё равно ничего не получается, то придётся отремонтировать машину и только после этого обращаться в ГИБДД за её регистрацией (хотя и будут пропущены её сроки по закону).
к содержанию ↑Осмотр авто в ГИБДД – требования закона
Если заранее ответить на вопрос, то можно сказать, что машину на учет не поставят, если на лобовом стекле есть повреждения. Но это случится только при определенных условиях:
- Трещина находится с водительской стороны.
- Трещина расположена в районе работы стеклоочистителей.
Существует большой перечень условий, неисправностей, изменений устройства автомобиля, при которых по закону запрещено регистрировать машину. Но Правила дорожного движения в данном случае не определяют отказ в регистрации автомобиля с данными условиями.
Это устанавливает Приказ 399, который содержит порядок постановки на учет транспортных средств. В «Общих положениях» в пункте 3 указано, что в ГИБДД не подлежат регистрации автомобили, если изменения в них не удовлетворяют требованиям законов РФ в части безопасности движения.
Изменения конструкции здесь не повлияют – если ветровое стекло с трещиной не заводское, то автомобиль зарегистрируют в ГИБДД. Стекло сертифицировано к данной конструкцией машины. А если сертификации не было, то инспектор МРЭО вряд ли сможет это проверить.
Разговор идет о конструкции, и если она не соответствует заводским характеристикам, то в регистрации вам могут отказать на вполне законных основаниях. Эта тема в законодательстве расписана подробно, и даже если на колесе вашей машины не будет одного болта, то это будет считаться нарушением.
к содержанию ↑Когда откажут в регистрации при трещине на стекле
Какой же закон определяет условия треснутого ветрового стекла? Это все тот же Технический регламент, упомянутый выше. Он указывает все мелкие элементы конструкции транспортных средств – какие соответствия должны быть.
Но как может влиять на водителя Технический регламент? В данной проблеме все зависит от двух важных нормативных актов:
- Технические регламенты – документы, устанавливающие международные соглашения и порядок ввоза в Российскую Федерацию конструктивных элементов автомобилей и других транспортных средств.
- Федеральный закон, регулирующий техническую часть дела, который гласит о том, что Технические регламенты обязательны для использования и исполнения.
Поэтому, хотя водитель и не относится к правилам Техрегламентов, но автомобили с измененной конструкцией запрещается допускать к эксплуатации на российских дорогах. Как раз такой допуск и должен осуществлять технический осмотр машины во время ее постановки на учет в ГИБДД.
Технический регламент с изменениями на момент 2025 года указывает, что трещины на ветровом стекле автомобиля не допускаются в случае, если они расположены на водительской стороне, и по ним во время работы перемещается стеклоочиститель. Такие условия прописаны в Приложении №8 пункте 4.7.
Другими словами, отказ в регистрации автомобиля с трещиной на ветровом стекле будет незаконным, если она находится со стороны пассажира справа или слева, в зависимости от расположения руля.
Если на стекле скол, а не трещина
Это важная особенность, о которой законы указывают именно о запрещении трещины на стекле. Но про сколы, царапины и другие повреждения в Техническом регламенте ничего не говорится. Поэтому, если рассуждать теоретически, то при других повреждениях машину просто обязаны зарегистрировать в ГИБДД.
При осмотре автомобиля в регистрационном отделении вид повреждения на лобовом стекле будет определять сотрудник МРЭО. Из практического опыта известно, что обычно инспектор при виде дефектов на стекле решает, что повреждение является трещиной. Это происходит даже тогда, когда дефект не похож на трещину.
Обжаловать его решение можно только в судебном порядке.
В данном случае вы должны принять решение самостоятельно, что делать. В одном варианте вы можете произвести ремонт трещины или заменить стекло полностью. А в другом – доказывать свою правоту перед инспектором в суде.
к содержанию ↑На сколько оштрафуют при езде с трещиной
За данное действие штрафа не предусмотрено. КоАП в 2025 году не содержит в себе статьи, в которой бы были определены меры наказания за езду на автомобиле с треснутым лобовым стеклом, и другие нарушения Технического регламента.
В указанном законе есть ответственность за несоблюдение условий Правил дорожного движения в части «Основных положений» по допуску транспортных средств для движения на дорогах. Это отмечено штрафом 500 рублей в статье 12.5 части 1. Но в нашем случае данная статья не может использоваться для наказания, так как в «Основных положениях» отсутствует такое условие, как движение на машине с треснутым лобовым стеклом.
к содержанию ↑Требования к лобовому стеклу при техосмотре в 2024
Правила прохождения технического осмотра постоянно меняются и то, что было актуально «вчера», «сегодня» может быть уже не вполне законно. Например, если в будущем решат сильнее ограничить светопропускную способность автостекол, по сравнению с существующим нормативом, то от автовладельца потребуется растонировка автомобиля.
Правила тех.осмотра в 2024г
Обратите внимание: правила касаются не только технического состояния ходовой, тормозной системы и других важных узлов, но и автомобильного стекла. Разбираемся, какие есть требования на данный момент, не потребуется ли срочно замена автостекол.
Требования к лобовому стеклу при техосмотре в 2024
Правила прохождения технического осмотра постоянно меняются и то, что было актуально «вчера», «сегодня» может быть уже не вполне законно. Например, если в будущем решат сильнее ограничить светопропускную способность автостекол, по сравнению с существующим нормативом, то от автовладельца потребуется растонировка автомобиля.
к содержанию ↑Важно! Когда треснувшее лобовое стекло – не помеха?
- Дефект располагается со стороны, где сидит пассажир автомобиля.
- Стеклоочистители никаким образом не «соприкасаются» с трещиной, то есть при работе не оказывают на нее никакого механического давления.
Вы считаете, что ваше стекло не пройдет техосмотр?
Да! Я хочу, быть уверен.
Когда невозможно пройти ТО с трещинами?
Если на ветровом стекле имеется достаточно серьезная трещина и располагается она в зоне водителя и по ней двигаются стеклоочистители, то пройти контроль на проверке технического состояния автомобиля без последствий не получится. Инспектор попросту откажет в оформлении документов. В таком случае с подобного рода дефектом необходима замена лобового стекла на грузовике или легковом автомобиле.
А если трещина не слишком большая, то возможно, обойдется ремонтом стеклоизделия. При качественных ремонтных работах о трещине можно будет забыть.
Для установки на автомобилях используется стекло сталинит и триплекс:
- В первом случае – это каленое изделие. Именно данный тип чаще всего ставят на боковые части и используют в качестве заднего стекла. При авариях оно рассыпается на мелкие кусочки. Ремонтировать такое не имеет никакого смысла, разумнее купить новое.
- Триплекс – это сдвоенное стекло, внутри которого располагается тонкая пленка. При ударах осколки не рассыпаются, а удерживаются этой «прослойкой». Как правило, из такого материала выполняют именно ветровые автостекла. И если возникли трещины небольшого размера, то изделие вполне подлежит «реставрации».
Мнение экспертов
Конечно, важно обращать внимание на состояние автомобиля и автостекол, в частности, для прохождения технического осмотра. Однако гораздо важнее следить за этим в целях безопасности. Ведь минимальный скол может быстро превратиться в серьезный дефект, он неизбежно повышает хрупкость.
Так что, если стеклоизделие повредилось, лучше его заменить, а не рисковать здоровьем себя и своих близких.
Так вы будете уверены, что оно будет прочным, не разобьется при малейшем механическом воздействии. Не снизится видимость и не ухудшится обзорность, не сложится риска аварийной ситуации. Более того, купить лобовое стекло в Москве стоит и потому, что с нашей мастерской это еще и выгодно с точки зрения цены.
Для того, чтобы прохождение техосмотра не вызывало сложности, приглашаем вас записаться на осмотр стекла в Steklo-Club. Наши эксперты внимательно оценят состояние, проведут проверку и при необходимости выполнят ремонт лобового стекла или же его замену.
Следующая