Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2025 году
Дополнительные детали, устанавливаемые на автомобиль – даже в случае с таким небольшим элементом, как фаркоп – требуют регистрации внесенных изменений в органах ГИБДД. Ведь от фаркопа может зависеть безопасность участников дорожного движения в случае буксировки другого автомобиля или прицепа. Разбираемся, какое оборудование необходимо регистрировать, какое не обязательно.
Ничего сложного в этом нет, и законная установка и оформление фаркопа на легковой автомобиль не займут у вас много времени.
В каких случаях к изменениям относится установка фаркопа
Вначале следует разобраться, что считать внесением изменений в конструкцию, а уже потом можно определить, нужно ли регистрировать фаркоп в 2021 году и в каких конкретно случаях без этого не обойтись. Изменения регламентированы Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Он гласит, что к изменениям стоит относить исключение и добавление в конструкцию деталей, которые влияют на безопасность дорожного движения.
Поэтому, если фаркоп, то есть тягово-сцепное устройство, или ТСУ, конструкцией изготовителя не предусматривается, регистрация фаркопа в ГАИ в 2021 году является обязательной процедурой.
Нарушение процедуры обязательной регистрации является основанием для штрафа, и, хотя его размер невелик, однако его вполне могут взимать неоднократно до устранения нарушения. Это касается такой процедуры ТСУ, которое было проведено не производителем, а автосервисом или даже лично вами – при выдаче свидетельства о регистрации представитель ГИБДД должен убедиться, что фаркоп установлен надежно и в соответствии с техническими требованиями для такого рода конструкций.
Ситуаций, при которых нет необходимости оформлять документы на ТСУ в установленном порядке, не очень много. Во-первых, это ситуация, когда фаркоп был установлен на заводе, на котором собирался автомобиль.
Естественно, в таком случае фаркоп внесен в официальную документацию на авто, предоставленную вам продавцом, и в случае вопросов достаточно предъявить ее и ездить без проблем и штрафов.
Вторая ситуация, когда регистрация фаркопа в ГИБДД не требуется – это, когда возможность его установки была предусмотрена конструкцией транспортного средства, однако само ТСУ на заводе не устанавливалось. В этом случае, если вы купите в магазине сертифицированный съемный фаркоп, и проведете его установку на машину самостоятельно или на СТО, регистрация также не потребуется. Достаточно паспорта и сертификата на ТСУ, предназначенного именно для данной модели автомобиля.
Какие документы нужны для регистрации фаркопа
Рассмотрим два основных случая и два набора документов, которые нужно иметь автовладельцу. В первом случае ТСУ, установленное на автомобиле, не нуждается в регистрации в ГИБДД – то есть, оно либо было установлено производителем, либо это съемный сертифицированный фаркоп, который вы купили и установили сами:
-паспорт на фаркоп – его твердая копия предоставляется в коробке с оборудованием, если же паспорт утерян, тогда вы можете запросить его копию у завода-изготовителя;
-копия сертификата соответствия на конкретную модель фаркопа;
-при наличии — приложение к данной копии, в котором предоставляется информация о тех марках автомобилей, на которые возможна установка такого ТСУ;
-отметка в паспорте автомобиля об установке на сертифицированном производителем автосервисе (в случае отдельной установки);
-документация на автомобиль, в котором указывается возможность установки фаркопа;
Если же автопроизводитель не предусмотрел установку фаркопа на автомобиль, но установить ТСУ все равно необходимо, порядок действий и документы будут такими:
-визит в местный орган ГИБДД для того, чтобы прояснить возможность установки фаркопа в принципе;
-получение решения по результатам проведенной экспертизы;
-установка ТСУ в автосервисе, который сертифицирован производителем автомобиля;
-далее вам необходимо пройти технический осмотр транспортного средства;
-следующий шаг – получить диагностическую карту вашего автомобиля;
-с этой картой вы проходите техническую экспертизу транспортного средства в автоинспекции, после чего получаете выданное на основании этой экспертизы свидетельство;
-это свидетельство необходимо иметь с собой вместе с правами и техпаспортом для предъявления по необходимости.
Фаркоп установлен, но не зарегистрирован: что делать?
В том случае, если на машину фаркоп установлен давно и не зарегистрирован как следует, вы все равно можете избежать штрафа. Для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, в течение года обойтись также без нарушений правил дорожного движения – в таком случае, даже если инспектор выявит отсутствие регистрации фаркопа, он может ограничиться предупреждением.
После этого вам все же необходимо будет пройти регистрацию в том порядке, который установлен законодательно. Или просто найти на него паспорт и сертификат, если его установка предусмотрена производителем.
Порядок регистрации не отличается от такового при установке ТСУ, за исключением, конечно, самого этапа установки. Но если экспертиза ГИБДД обнаружит, что фаркоп установлен неправильно либо вообще не может быть установлен на ваше транспортное средство, его придется демонтировать.
Если вы покупаете автомобиль с пробегом и с уже установленным ТСУ, важно получить документы на него у продавца, так как зарегистрировать в ГИБДД такой автомобиль не получится, и необходим будет демонтаж фаркопа.
Какие штрафы предусмотрены за незарегистрированный фаркоп?
Штраф за управление транспортным средством с незарегистрированным фаркопом в принципе невелик – 500 рублей, либо вдвое меньше при условии оплаты в двадцатидневный срок. Однако такой штраф может взиматься неоднократно до исправления нарушения. Кроме того, не стоит забывать о гражданско-правовой и даже уголовной ответственности за эксплуатацию такого оборудования, которая может наступить в случае, если это привело к ДТП, тем более с человеческими жертвами.
Например, при перевозке прицепа фаркоп оторвался, и прицеп спровоцировал столкновение – мало приятного. Лучше обезопасить себя с правовой точки зрения сразу же и не искушать судьбу!
Выводы
Как видите, вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД на автомобиль, достаточно прост: если он предусмотрен конструкцией и если вы приобрели сертифицированное ТСУ, то не нужно. в остальных случаях сделать это желательно для того, чтобы избежать штрафа, и, что еще важнее, опасных ситуаций на дорогах. Купить сертифицированные фаркопы (ТСУ) для большинства популярных моделей автомобилей вы можете в нашем каталоге.
Регистрация фаркопа в ГИБДД: штраф за незаконную установку фаркопа
Водителей, которые собираются использовать прицеп, интересует вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп. Этот вопрос стал особенно актуальным после ужесточения контроля за самодельными изменениями автомобилей. Как проходит регистрация фаркопа в ГИБДД, какие документы требуются и сколько стоит монтаж устройства, читайте в нашем материале.
Фаркоп – это что такое?
Фаркоп (или тягово-сцепное устройство, ТСУ) – это специальный механизм для буксировки или прицепа для авто. Проще говоря, это крючок, на который надевается прицеп, буксировочный трос или даже передвижной дом.
Слово «фаркоп» пришло к нам из немецкого языка. В Германии фаркопом называли приспособление на конном экипаже, на которое крепился большой груз, а также багаж. Со временем этим словом стали называть винтовую стяжку вагонов.
В конечном итоге «фаркоп» перешел в лексикон дальнобойщиков. Сегодня фаркопами обозначают все транспортные механизмы для перевозки прицепов.
- Несъемный. Это неснимающийся шаровой узел, который приваривается к балке. Именно такие крепления были у машин в СССР: «Москвичей», «Жигулей» и других моделей. Сейчас такие фаркопы уходят в прошлое.
- Условно-съемный. В отличие от предыдущего, эта конструкция является съемной. Основание остается приваренным к машине, но шар прикручивается на болты и при необходимости снимается.
- Съемный. Шар в этой системе снимается. Для этого не нужны лишние инструменты, все легко откручивается руками.
На какие машины можно установить фаркоп
Установить фаркоп можно на машины, у которых разрешена его установка. Эту информацию можно найти в книжке по эксплуатации к машине или ее ОТТС. Найти ОТТС для своего авто можно на портале Росстандарта.
Если монтаж оборудования не предусмотрен, нужно будет зарегистрировать тюнинг как внесение изменений в конструкцию ТС. В противном случае грозит штраф ГИБДД на сумму 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП) и аннулирование регистрации ТС.
Обратите внимание! При покупке б/у автомобиля с ТСУ нужно спросить у продавца Сертификат соответствия техрегламенту Таможенного союза и другие документы. В противном случае при постановке машины на учет попросят демонтировать конструкцию.
Устанавливать сцепные механизмы также запрещается на авто классов A, B и C, которые не предусмотрены для перевозки прицепов. Монтаж фаркопа снижает безопасность автомобиля: водитель может не справиться с управлением, либо авто попросту не вынесет излишнюю нагрузку, которая для него не предназначена.
к содержанию ↑Где устанавливают фаркопы
Обычно устройства устанавливаются в нижней части легкового ТС. Их основание крепится к силовым элементам кузова, поддерживающим кузовные панели зон деформации.
На пикапах и рамных внедорожниках ТСУ прикрепляется к раме. Если устройство будет установлено неправильно, нагрузка распределится на навесные элементы кузова, которые не вынесут на такие нагрузки, что повлияет на безопасную эксплуатацию автомобиля.
к содержанию ↑Нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД
Если ТСУ уже есть на автомобиле, регистрацию можно не делать при наличии следующих документов:
- Руководство по эксплуатации автомобиля с разделом «Использование прицепа».
- Паспорт ТСУ с печатью об установке на сертифицированном СТО, товарный чек или накладные, подтверждающие покупку механизма.
- Сертификат на сцепное устройство.
Если у водителя есть все необходимые документы на ТСУ, ему не нужно обращаться в ГИБДД за внесением изменений в ГИБДД. Он может установить устройство и продолжать использовать машину уже с прицепом. Установку фаркопа можно заказать у официального дилера или в сертифицированной станции техобслуживания.
Если документов нет, нужно обратиться в сертифицированную лабораторию, а потом зарегистрировать изменения конструкции в ГИБДД
Важно! На рынке много компаний, которые предлагают приобрести документы на сцепное устройство для машины. Мы не рекомендуем пользоваться их услугами, потому что комплект бумаг есть только у самого производителя. Документы, выданные иной организацией, будут считаться фальсифицированными.
к содержанию ↑Как узаконить фаркоп
Чтобы узаконить фаркоп, водителю необходимо выполнить следующие шаги:
- Обратиться в отделение местного ГИБДД и выяснить, можно ли установить ТСУ на машину.
- Забрать разрешение от инспектора после предварительного осмотра.
- Обратиться в аккредитованную лабораторию и получить разрешение на установку фаркопа.
- Купить ТСУ с сертификатом.
- Отвезти машину в сертифицированную лабораторию, отдать на проверку установленное устройство.
- Оформить свидетельство соответствия фаркопа и получить протокол испытаний в случае успешного монтажа.
- Пройти техосмотр.
- Обратиться в ГАИ с необходимыми документами, чтобы инспектор сделал запись в ОТТС о наличии допоборудования.
- Через десять дней внести изменения в регистрационные данные на автомобиль в Госавтоинспекции.
Ввиду значительного дефицита технических центров с аккредитацией по всей стране МВД, Минпромторг и Минэкономразвития создали процедуру для дистанционного утверждения изменений. В некоторых областях появились автосервисы с разрешением на установку и оценку переоборудования от аккредитованных лабораторий. Они проводят измерения с фото- и видеофиксацией, отправляя результаты в лабораторию.
Остальные этапы в ГАИ остаются стандартными.
к содержанию ↑Документы для регистрации фаркопа в ГИБДД
Для регистрации фаркопа нужны следующие документы:
- Заявление на получение разрешения.
- Паспорт или иной документ, по которому можно идентифицировать водителя.
- Заключительный акт испытательной лаборатории о допустимости изменения конструкции автомобиля.
- Документ из испытательной лаборатории, подтверждающий безопасность конструкции автомобиля после проведенных изменений.
- Копия чека об уплате госпошлины за получение свидетельства.
- Предварительно полученное разрешение на изменения конструкции.
Сколько стоит оформить фаркоп
При установке фаркопа водитель понесет несколько расходов:
- Разрешение на изменение конструкции ТС – 1 000 рублей.
- Госпошлина за внесение изменений и выдачу свидетельства о регистрации – 850 рублей.
- Технический осмотр – минимум 900 рублей.
- Подтверждение соответствия от ГИБДД – 800 рублей.
- Самая большая графа расходов в лаборатории. Там цены могут колебаться от 5 000 до 20 тыс. рублей, в зависимости от выбранной компании и необходимых процедур.
Итого на регистрацию фаркопа в ГИБДД потратите от 9 000 до 25 тыс. рублей.
Следующая