Правила проверки тонировки в 2025 году
В этой статье речь пойдет об очередных изменениях и уточнениях, которые относятся к тонировке автомобилей и к процессу проверки светопропускания стекол.
Напомню, что ранее на PDDMASTER были опубликованы несколько статей так или иначе посвященных тонировке:
Сегодня же речь пойдет об уточнении некоторых спорных моментов, которые возникли ранее.
Максимально допустимый уровень светопропускания
В 2025 году действует норма светопропускания стекол, приведенное в приложении 8 регламента:
4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
Для боковых стекол автомобилей норма светопропускания последние годы не изменялась, а вот для переднего она была чуть смягчена (с 75 до 70 процентов), т.е. теперь можно сделать переднее стекло автомобиля менее прозрачным, т.е. более тонированным.
к содержанию ↑Кто и где может проверять тонировку автомобиля?
Несколько лет назад на официальном сайте ГИБДД появилось следующее разъяснение:
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 26.8 и пунктом 6 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ возбуждать дела, применять технические средства измерения и выносить постановления по данному составу правонарушения имеют право все сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.
Таким образом, новые правила проверки тонировки 2025 года позволяют проверить тонировку не только сотруднику технического надзора, но и любому другой сотруднику ГИБДД, имеющему специальное звание.
Чтобы исключить вопросы по поводу того, что такое специальное звание, приведу цитату из федерального закона «О полиции»:
Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
1. Сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания:1) рядовой состав — рядовой полиции;2) младший начальствующий состав — младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;
3) средний начальствующий состав — младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;
4) старший начальствующий состав — майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;
5) высший начальствующий состав — генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.
Таким образом, если на стекла автомобиля все же нанесена тонировка, закон 2025 года «О полиции» позволяет измерить её светопропускание абсолютно любому полицейскому. Ну а ГИБДД в настоящее время является подразделением полиции.
Итак, любой сотрудник ГИБДД может проверять степень светопропускания стекол автомобиля. Однако для многих водителей открытым остается вопрос о том, где сотрудник ГИБДД может это сделать.
До 26 января 2015 года степень светопропускания могла быть проверена только на стационарных постах. Однако соответствующее наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утратило силу. Поэтому в 2025 году проверить тонировку могут где угодно.
к содержанию ↑Нужно ли ехать на пост для проверки светопропускания?
Рассмотрим небольшой пример. Предположим, сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание, остановил вне стационарного поста автомобиль и предложил водителю проверить степень светопропускания стекол транспортного средства.
Однако соответствующего прибора сотрудник при себе не имеет, поэтому он предлагает вместе с ним проехать на пост ГИБДД, чтобы там по всем правилам проверить тонировку на соответствие требованиям техрегламента. Поскольку остановленный автомобиль наглухо затонирован, сотрудник ГИБДД считает, что водитель является его непосредственным клиентом.
Казалось бы, от такого предложения не стоит отказываться. Ведь второй раз сотрудник ГИБДД может и не предложить совершить совместную прогулку.
На самом деле, ехать на стационарный пост для проверки тонировки не обязательно, т.к. для того чтобы на законных основаниях это сделать, сотрудник ГИБДД должен выполнить административное задержание.
Если рассмотреть часть 1 статьи 27.3 кодекса об административных правонарушениях:
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
то становится понятно, что для выявления правонарушения административное задержание использоваться не может.
Что касается административной процедуры «Задержание транспортного средства», предусмотренной административным регламентом ГИБДД, то она может проводиться только после выявления административного правонарушения, а не до него.
Единственный вывод, который можно сделать из всего вышеперечисленного — на стационарный пост для проверки тонировки ехать не нужно.
Обновлено: 20 апреля 2016Раздел: Изменения автозаконодательстваОб авторе:Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
к содержанию ↑Как и на основании чего производится проверка тонировки?
Ответственность за использование цветных плёнок на передних и лобовом стёкле с понижением уровня светопропускания установлена ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Суть правонарушения – управление ТС, на котором установлены стёкла, не соответствующие техническому регламенту. При этом законом уточняется, что данное нарушение касается и цветных плёнок на стёклах, а, говоря проще, любой тонировки.
Технический регламент 018/2011, а именно п. 4.3 устанавливает минимальный порог светопропускания тонировки в 70%. Это ограничение касается лобового и передних стёкол, обеспечивающих обзор водителя при управлении автомобилем.
Там же прописаны и дополнительные ограничения на использование светозащитных полос в верхней части стекла. Но нас сейчас интересует лишь светопропускание окон в целом и правила его замера в 2025 году.
Обратите внимание, Регламент никаких отсылок к ГОСТу не использует. Ранее действовавший ГОСТ 5727-88, на основании которого сотрудники ГИБДД осуществляли проверку светопропускания стекол, утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием ГОСТ 32565-2013. П.4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001 и п.5.7.1 ГОСТ Р51709-2001, на которые любят ссылаться автомобилисты при обжаловании действий сотрудника ГИБДД, копируя жалобы из Интернета, также по состоянию на 2025 год не действуют.
Пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий из ПДД запрещает эксплуатацию транспортных средств при установлении дополнительных предметов или нанесении покрытия, ограничивающих обзорность с места водителя. Это касается как тонировки в виде плёнки, так и различных съёмных конструкций – съёмной тонировки, «шторок» и других ограничивающих обзор водителя покрытий.
Вас также заинтересует:
к содержанию ↑Чем по правилам замеряется тонировка?
Обязательность использования специальных технических средств для проверки светопропускания стекол установлена в ст. 26.8 КоАП РФ, где раскрывается понятие специальных технических средств и уточняется, что полученные с их помощью данные подлежат обязательному отражению в протоколе.
С государственным Реестром средств измерения можно ознакомиться на сайте Росстандарта и найти в реестре следующие светоизмерительные приборы с действующим по состоянию на 2025 год свидетельством:
- прибор для замера тонировки по всем правилам Тоник (реестровый №44919-10);
- Блик-Н (реестровый №35807-07);
- Свет (№20761-11);
В Реестре также содержатся и другие устройства. Но даже при отсутствии на прибор свидетельства в настоящий момент, если он был выпущен в момент действия такого свидетельства, то по его окончании его всё равно можно продолжать использовать, периодически проводя поверку. Таким образом, свидетельство требуется только для выпуска устройства, но не для его последующей эксплуатации.
к содержанию ↑Правила замера: погода, условия, влажность
Основным документом, регулирующим уровень светопропускания стекол, является Регламент. Действующий ГОСТ устанавливает общие требования к стёклам и определяет порядок измерения уровня светопропускания в заводских условиях (п. 7.8 ГОСТ 32565-2013).
При этом в отличие от ГОСТа 27902, утратившего силу, никаких специальных требований к условиям проведения испытаний текущий стандарт не содержит – ни по температуре, ни по влажности воздуха и атмосферному давлению, ни по погоде в общем. Кроме того, согласно п. 7.8.6.
допускается проведение замера светопропускания на основании эксплуатационной документации на фотометр.
Фактически, из государственного стандарта убраны все общие требования к температурным и влажностным условиям для проведения проверки и переложены на эксплуатационную документацию измерительного прибора.
к содержанию ↑Инструкция приборов для измерения светопропускаемости
Эксплуатационная документация каждого из измерительных приборов содержит только общие требования для измерения.
К примеру, прибор светоизмерительный «Тоник» в своей документации по эксплуатации (а точнее – приложении по Методике поверки) содержит следующие требования к условиям проведения поверки:
- температура воздуха (20 +/-5)℃;
- относительная влажность (60 +/-15)% при температуре воздуха (20 +/-5) ℃;
- атмосферное давление (101,3 +/-4,0) кПа, (760 +/-30) мм рт. ст.
Можно ли ссылаться на инструкцию по замеру?
Нельзя. Казалось бы, в самих инструкциях содержатся вполне чёткие требования, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов поверки. Но!
Обратившись все к тому же ГОСТу 32565-2013, а именно пункту 7.8.7, мы узнаем, что в случае разногласий по методике замера светопропускаемости применяется метод, описанный в п. 7.8 ГОСТа.
Получается, что в случае претензий со стороны водителя на нарушение условий эксплуатации светоизмерительного прибора, и суд, и ГИБДД имеют полное право сослаться на ГОСТ, которым конкретные требования к условиям проведения замера стёкол не установлены. На первый взгляд это звучит не совсем логично – ведь в данном случае инструкция к прибору просто дополняет требования ГОСТа, так как последний не содержит конкретных правил замера тонировки при определённой температуре, влажности и атмосферном давлении. Но на практике 2025 года суды напрочь отклоняют любые попытки водителя, оспаривающего штраф за тонировку, сослаться на инструкцию.
Мотивировка простая: «В действующих ГОСТах и регламентах нет требований к условиям замера».
В ГОСТе раскрыта лишь общая методика поверки, нарушение которой, как правило, ведёт или к полному отсутствию показаний прибора, или же практически недоказуемо для водителя.
Однако, в судебной практике 2025 года в принципе чаще всего не имеет смысла ссылаться на указанный ГОСТ. Дело в том, что суды практически всегда не принимают во внимание его положения, указывая, что к замеру светопропускаемости тонировки этот документ вообще отношения не имеет.
Вот пример одного из подобных судебных решений:
к содержанию ↑Довод жалобы о допущенных при производстве замеров светопропускания стекол автомобиля нарушениях требований ГОСТ 32565-2013 является несостоятельным. Положения ГОСТа 32565-2013 применяются при измерениях контрольных образцов продукции (стёкол для автомобилей), и должны соблюдаться при сертификации такой продукции на соответствие указанным требованиям, что следует из буквального содержания положений ГОСТа, предусматривающего измерение светопропускания контрольных образцов при определённых условиях, в определённых точках с последующим выведением среднего арифметического значения.
Вместе с тем, соблюдение вышеуказанных условий при проведении инспекторами ГИБДД измерений светопропускания стекол эксплуатируемых автомобилей посредством сертифицированного и поверенного прибора, не требуется. При таких обстоятельствах, п. 7.8.3 ГОСТа 32565-2013, регламентирующий процедуру испытания светопропускания на образцах или на стёклах с целью определения соответствия нормального светопропускания безопасных стёкол установленному значению, и п.
7.8.5 ГОСТа 32565-2013, закрепляющий определение результатов измерения, не применимы для проведения процедуры проверки соответствия светопропускания стёкол требованиям безопасности дорожного движения, проводимой инспектором ГИБДД.
по поводу тонировки. проверка прибором в дождь и прохладную погоду.
Стандартная ситуация, набившая оскомину у автолюбителей: тонированную машину останавливает сотрудник ДПС и безапелляционно заявляет, что тонировка не по ГОСТу и либо он ее снимает, либо – штраф, откручивание номеров и штрафстоянка. Может автомобилист и сам понимает, что стекла у него не по ГОСТу, но только обидно ему за честь свою поруганную, на которую посягнули без спецприбора, не говоря уже об угрозах незаконных. Для того чтобы разобраться в этом вопросе мы, как всегда, обратились к российскому законодательству.
В законе те, что соответствуют ГОСТу 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия». П.п.
2.2.4. этого документа гласит следующее: «Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:
75% — для ветровых стекол;
70% — для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное после обзора П, определяющее переднюю обзорность.
Светопропускание прочих неветровых стекол не нормируется.
Стекла со светопропусканием менее 70% дополнительно маркируются знаком V.
Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов».
Любое превышение установленных норм – нарушение, ответственность за которое мы будем обсуждать ниже.
Может ли сотрудник ГИБДД проверять светопропускание стекол (тонировку)
Это, пожалуй, главный вопрос, который задают себе и инспекторам автомобилисты. Отвечаем – может. Но не каждый сотрудник ГИБДД.
В данном случае главное понять, что есть дорожно-постовая служба ГИБДД (ДПС) и подразделение ГИБДД, отвечающее за технический надзор за транспортными средствами (ТС). Обе структуры находятся в составе ГИБДД, но функции и задачи у них отличаются. Работа первой службы с 1 сентября 2009 года регулируется Административным регламентом МВД исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утв.
Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185) (далее – Регламент). Подразделение технадзора тоже руководствуется данным регламентом, а также Приказом МВД «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» от 7 декабря 2000 г.
№1240, утвердившим Наставление по работе в сфере технического надзора (далее – Наставление).
В соответствии с п. 5.3. Наставления подразделение технадзора ГИБДД осуществляет контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Данная позиция подтверждается и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г., утвердившим обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, где в ответе на 11 вопрос содержатся сведения об основных техническим средствах, используемых в работе ГИБДД, назначении этих средств, типах и марках, а также о службах, имеющих право использовать каждое конкретное средство. Так вот, все, что касается вопросов измерения светопропускания, отнесено Верховным Судом РФ к компетенции подразделения технического надзора.
Где можно проводить проверку тонировки
П. 16.1 Наставления: «При надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств.
Контроль технического состояния автобусов, следующих по установленному маршруту, производится на конечных станциях маршрутов, автовокзалах и пассажирских автостоянках.».
Огромную разницу между «может» и «обязан», думаю, объяснять не нужно, поэтому не будет ничего противозаконного, если вас начнут проверять не на стационарном посту, а на обычном передвижном пункте технадзора, оборудованном в простой «ГАЗели».
На практике бывают случаи, когда инспектор, остановив машину и обнаружив тонировку, на вопрос водителя: «А чем мерить будем?!» — предлагает проехать до ближайшей станции технического осмотра (СТО), где все померяют как полагается. В данном случае проблемы шерифа не должны волновать индейцев, то есть соглашаться на это вы не обязаны, а инспектор не имеет права в принудительном порядке доставлять ваш автомобиль до СТО, так как речь уже будет идти о задержании ТС, для которого нет оснований, и, кроме того, задержанное ТС подлежит направлению не на СТО, а на спецстоянку (в народе – штрафстоянка). Правда, инспектор может вызвать на место сотрудника технадзора с необходимыми техническими средствами, и тут уж ничего не поделаешь, придется подождать.
Чем можно проводить проверку тонировки
Светопропускание стекол проводится только с помощью сертифицированных средств технического диагностирования, внесенных в Государственный реестр типа средств измерений, прошедших проверку в соответствии с установленным порядком (пп. 14.3.11. Наставления).
Таковыми на данный момент являются следующие приборы:
• «ТОНИК» (НПФ ЗАО « Мета», г. Жигулевск);
• «БЛИК» (ООО «РАДИАНТ» г. Санкт-Петербург);
• «СВЕТ» (ФГУП HИИ ПТ «РАСТР», г. Великий Новгород).
Здесь нам опять на помощь придет ГОСТ 5727-88. В соответствии с п. 4.7.
которого светопропускание стекол автотранспорта измеряют в трех точках каждого образца. Также этот пункт отсылает нас к другому ГОСТу – 27902-88 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств».
Ст. 1 данного ГОСТа устанавливает условия испытаний:
• Температура = от 15 до 25 С
• Давление = от 86 до 106 кПа
• Относительная влажность воздуха = от 40 до 80 %
Маленькая подсказка. Несоблюдение хотя бы одного из параметров, дает все основания для победы в суде.
Любителей тонировки «приговаривают» по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена».
Перечень неисправностей и условий (многие часто негодуют, мол, тонировка не есть неисправность, забывая о таком понятии, как «условия») содержится в приложении к Правилам дорожного движения РФ. Цена вопроса – штраф в размере 100 рублей, но сотрудники ДПС предпочитают идти дальше: содрать за тонировку прямо на месте, в противном случае – скручивание номеров (запрет эксплуатации) и задержание ТС.
Наглядный пример массового беспредела гаишников: в преддверии празднования тысячелетия Казани, дабы снизить транспортную нагрузку, у людей пачками задерживали машины и ставили их на штрафстоянки из-за тонировки. При этом свои действия они объясняли указанием сверху, а посему жалуйтесь, куда хотите: крыша у нас отменная, в обиду не даст.
Так вот оснований для задержания ТС нет, даже, если оно тонировано наглухо. Ну нет пока в перечне оснований для задержания ТС и запрета его эксплуатации ч. 1 ст.
12.5 КоАП РФ! Понимаю, что гаишникам хочется прижать любителей темных стекол и иногда это желание просыпается у каждого, кто видел кортеж с мигалками, но зачем же заниматься самоуправством? Вопрос, скорее всего, риторический…
Как правильно должен оформляться протокол
Протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.5.
КоАП РФ вправе составить как инспектор ДПС, так и инспектор подразделения технического надзора. Соответствующие полномочия закреплены ч. 1 и ч.
4 ст. 28.3 КоАП РФ, а также Приказом МВД РФ от 2 июня 2005 г. №444.
Так как при выявлении правонарушения использовалось техническое средство, то протокол должен содержать информацию о нем: тип, марка, номер сертификата, сведения о поверке прибора, а также методику проведения измерения и показания прибора в момент измерения (ч. 2 ст. 26.8.
КоАП РФ). Если эта информация отсутствует, то не стоит об этом указывать инспектору – проще потом будет защищаться в суде.
Мы постарались собрать исчерпывающую информацию по этому вопросу и надеемся, что она поможет вам в сложной ситуации. Однако, если вы можете ее дополнить, мы будем рады прочесть об этом в комментариях.
Замечу ещё раз: попросите инспектора, для начала, дать вам чёткое определение что есть «тонированое стекло» из НПА, а не «своими словами», а затем доказать, что её нанесение ограничивает обзорность, т.е.
видимую водителем с его места окружающую полусферу.
ОтветитьВы не можете отвечать в этой теме.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
к содержанию ↑Каким способом и в каких условиях проверяют тонировку
Тонировку проверяют специальным оборудованием — фотометром. У инспектора должны быть документы на прибор — сертификат и паспорт. Их наличие подтверждает, что прибор можно использовать и он исправен.
Ни правила дорожного движения, ни регламент ГИБДД не устанавливают четких требований проверки замеров тонировки: нет никаких особых условий, когда можно или нельзя замерять тонировку. Это значит, что замерять тонировку можно в дождь, зимой при низкой температуре или ночью.
Единственное исключение — если в документации к прибору указаны ограничения к условиям измерения прозрачности. Например, указана влажность воздуха, при которой фотометр будет работать корректно.
В таком случае инспектор все равно может провести замеры, а водителю придется доказывать, что погодные условия не соответствовали документации.
к содержанию ↑Какие есть требования к тонировке
Есть нормативы, установленные законодательством, по которым тонировка признается правильной или неправильной. Нормативы были установлены в результате экспериментов.
Опыты показали, что тонировка лобового стекла снижает уровень восприятия водителя и в пять раз увеличивает риск попадания в ДТП.
- Для лобового стекла допускается тонировка со светопропусканием не менее 70%.
- На лобовое стекло можно дополнительно наклеить пленку, не пропускающую солнце, шириной не больше 14 см.
- Задние стекла можно тонировать пленкой любой плотности, но не зеркальной.