Административно-правовой статус граждан РФ. Понятие административной правоспособности и дееспособности граждан

Общеправовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством. Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей граждан, обеспечиваемых и гарантируемых административным правом.

Общеправовой статус может включать в себя: статус личности, человека, статус гражданина РФ, социальный статус, особый статус.

Структура (правовые элементы) статуса включает в себя: правоспособность, дееспособность (правоспособность + дееспособность = провосубъектность), права, свободы и законные интересы граждан и обязанности граждан.

Если анализировать совокупность прав и обязанностей физических лиц с точки зрения момента их возникновения и прекращения, то очевидно, что условно их можно подразделить на два основных вида:

– основные права и обязанности, возникающие с момента рождения и прекращающиеся с моментом смерти человека;

– права и обязанности, приобретаемые в процессе жизни человека.

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его российского гражданства. Таким гражданам предоставляется защита и покровительство, содействие в том, чтобы они пользовались в полном объеме всеми правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами.

Гражданин РФ не может быть лишен гражданства России, выслан за ее пределы или выдан иностранному государству.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено:

– в результате приема в гражданство Российской Федерации;

– в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

– по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

– оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

– один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

– один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо, если в ином случае он станет лицом без гражданства;

Новости по теме:  Соответчик в гражданском процессе - гражданское законодательство и судебные прецеденты

– оба его родителя (либо единственный его родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Мнение эксперта
Морозов Андрей Владиславович

Если родители ребенка неизвестны и он находится на территории Российской Федерации, то ребенок становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со статьей 62 Конституции РФ российский гражданин может иметь гражданство иностранного государства, т.е. двойное гражданство. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод (не принижает их значение, не ограничивает их объем, не снижает уровень защиты и т.п.), но и не освобождает от выполнения установленных обязанностей.

Наличие двойного гражданства не означает и расширения прав и свобод человека. Другими словами, лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства двух государств. Иное может быть предусмотрено только международным договором Российской Федерации, а потому стоит подчеркнуть особую роль международных договоров по вопросам гражданства.

Основные права и обязанности граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод.

Виды прав и свобод:

– Комплекс социально-экономических прав и свобод. Социальное обеспечение по возрасту. Свобода труда. Право на образование, жилище.

– Политические права и свободы граждан. Право каждого гражданина участвовать в управлении. Свобода мысли. Свобода шествий и т.п.

Личные права и свободы, которые направлены на удовлетворение потребностей человека. Конституция РФ закрепляет только главные принципиальные положения прав и свобод граждан, которые конкретизируются в текущем законодательстве.

Права граждан в зависимости от механизма их реализации подразделяются на: абсолютные (безусловные), реализация которых зависит лишь от усмотрения (волеизъявления) гражданина (например, право на жалобу), и относительные, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также требует наличия определенных условий и издания соответствующего акта уполномоченного органа исполнительной власти (должностного лица).

Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности, указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан.

Новости по теме:  Мобилизация в России. Как быть кыргызстанцам с двойным гражданством
к содержанию ↑

Специальные административно-правовые статусы граждан Российской Федерации

Понятие административно-правового статуса гражданина

Определение 1

Административно-правовой статус человека и гражданина представляет собой комплекс прав и обязанностей личности в сфере административно-правовых отношений. Подобные отношения возникают у человека и гражданина тогда, когда он взаимодействует с другими субъектами административного права. В качестве таких субъектов могут выступать органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общественные объединения, должностные лица вышеперечисленных органов, суды.

Административно правовой статус человека и гражданина выступает в качестве составной части общеправового статуса личности. Его регулирование осуществляется нормами конституционного и административного права. Многие административные права граждан производны от их конституционных прав и обязанностей, однако находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в том числе актах органов местного самоуправления.

Возникновение административно-правовых отношений связано как с реализацией прав и свобод человека и гражданина, такой в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, при защите своих прав и свобод случае их нарушения. В этом случае в содержание административно правового статуса включается также гарантия соблюдения этих прав и свобод, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Система административного права представлена большим количеством различных норм, которые содержатся в законах и иных нормативно-правовых актах. Данными нормами права устанавливаются обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Подобные нормы регулируют многие правила поведения граждан, направленные на защиту установленного порядка управления, а также на реализацию следующих функций:

  • Охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  • Защита прав и свобод других граждан.
  • Охрана окружающей природы.
  • Охрана памятников истории и культуры.
  • Предотвращение и предупреждение совершения правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и т.д.

«Специальные административно-правовые статусы граждан Российской Федерации» Помощь эксперта по теме работыРешение задач от ИИ за 2 минутыПомощь с рефератом от нейросети

Все граждане обязаны соблюдать нормы административного права, это является их важнейшей обязанностью. Административно-правовой статус личности также определяется объемом и характером их административной правосубъектности.

Рисунок 1. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

к содержанию ↑

Административная правоспособность и дееспособность

Административная правоспособность представляет собой закрепленную за личностью возможность выступать в качестве субъекта административного права, способность иметь права и свободы, обязанности административно-правового характера. Основные права и обязанности в административной сфере человек приобретает с рождения, они являются неотчуждаемыми. Однако ряд прав и свобод человек может приобрести позже, особенно в сфере управления.

Новости по теме:  Ходатайство о приостановлении производства по гражданскому делу

В то же время, ряд прав прекращается еще до смерти человека.

Возможность реализации специальной правоспособности зависит от возраста человека, состояние его здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на правовой статус, приобретение прав и осуществления обязанностей.

Специальным административно-правовым статусом обладают не все лица, а только те, в отношении которых имеется специальное основание.

Специальная административная дееспособность предполагает возможность для человека нести ответственность за совершенное правонарушение, своими личными действиями осуществлять права и выполнять обязанности.

Признаки специального административно-правового статуса гражданина:

  • Наличие особого правового основание, специальной правовой нормы, иного нормативно-правового акта, который регулирует права и обязанности определенной категории лиц (например, закон о занятости, закон о полиции РФ и т.д.).
  • Данная категория лиц находится в постоянных отношениях с представителями, имеющими специальный правовой статус.
  • В специальных отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане.

Виды специальных административно-правовых статусов граждан:

  • Граждане, вступающие в административно-правовые отношения (задержанные лица, лица, которые лишены свободы).
  • Субъекты административной опеки (сироты, безработные и т.д.).
  • Жители территорий со специальным правовым режимом (например, ЗАТО).
  • Субъекты разрешительной систем (лица, которые имеют водительские права, право на хранение и ношение оружия и т.п.).
  • Государственные и муниципальные служащие (многие имеют доступ к гостайне).
  • ИП.
  • Лица, которые совершили административное правонарушение.

В соответствии с нормами Конституции РФ, гражданин может в полном объеме реализовывать свои права и обязанности с 18 лет. Однако ответственность за административные правонарушения наступает для граждан с 16 лет. Основанием ограничения административной дееспособности являются критерии, которые установлены как общими нормами, так и специальными.

Например, ограничено дееспособными могут быть душевнобольные люди, страдающие психическими заболеваниями.

На основании специальной административной правоспособности лица, который обладают соответствующей административной способностью, осуществляет свои субъективные права и обязанности, вступая при этом в административные правоотношения. В некоторых случаях субъективные права и обязанности граждан могут быть реализованы через законных представителей, в качестве которых могут выступать родители, усыновители, опекуны, попечители. Однако ряд прав и обязанностей может осуществляться только лично гражданами без участия третьих лиц.

Следующая
Миграционные вопросыГК РФ Статья 807. Договор займа

Добавить комментарий