Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I О беженцах (с изменениями и дополнениями)
Статья 4. Обращение лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства
Статья 6. Права и обязанности лица, получившего свидетельство
Статья 7. Рассмотрение ходатайства по существу
Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем
Статья 8.1. Проездной документ
Статья 10. Гарантии прав лица
Статья 11. Фонд жилья для временного поселения
Статья 13. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации
Статья 16 (утратила силу)
Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев
С изменениями и дополнениями от:
28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2020 г., 1 июля 2021 г., 14 июля 2022 г., 13 июня 2024 г.
ГАРАНТ:
См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
к содержанию ↑Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
© 2025. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».
Формы социально-правовой защиты беженцев в современной России
Люкина, Е. Б. Формы социально-правовой защиты беженцев в современной России / Е.
Б. Люкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.
— 2021. — № 48 (390). — С.
279-281. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85792/ (дата обращения: 29.07.2024).
Ключевые слова: социальное обеспечение, социальная защита, социальное страхование, Российская Федерация, обязательное социальное страхование, социальная помощь.
Крайне плохое состояние социальной сферы Российской Федерации является объективной реальностью, которая не нуждается в многословном подтверждении. Эта проблема касается всех категорий лиц, находящихся на территории России, в том числе, и беженцев. Беженцы находятся изначально в более уязвимой позиции, чем граждане Российской Федерации и только в связи с этим, полагаем необходимо рассмотреть основные аспекты социальной защиты беженцев, выявить проблемы и определить направления совершенствования законодательства в данной сфере.
В силу своего правового статуса беженцы, не являющиеся гражданами РФ, ограничены во многих правах. На практике, как правило, имеет место неисполнение даже тех, закрепленных прав беженцев, которые предусмотрены действующим законодательством. В качестве недостатков современной правоприменительной практики, можно отметить отсутствие контроля за соблюдением этих прав.
Кроме того, в научной и специальной литературе, формы социальной защиты беженцев, а также непосредственно социальная и правовая защита беженцев не рассматривается, также как и в законодательстве им уделяется крайне мало внимания. В связи с этим, полагаем, что анализ указанной сложности в современных реалиях не даёт права говорить о вероятности формирование такой формы социально-правовой защиты беженцев на базе социальной защиты населения Российской Федерации в общем.
Специфическими признаками современных форм социального обеспечения являются такие, как:
Во-первых, способ сбора денежных средств в источниках материальных ценностей, за счёт средств, предоставляемых социальным обеспечением;
Во-вторых, перечень ли, поддерживаемых за счёт средств определённого источника финансирования;
В-третьих, разновидности поддержания за счёт этого источника определённого перечня лиц;
В-четвёртых, систему государственных и муниципальных органов, которые осуществляют социальное обеспечение беженцев.
Содержание определения «социальное обеспечение» более узкое, чем «социальная защита».
Это положение дел предопределяется тем, что действующие формы социальной защиты являются более сложной системой, чем существовала ранее. Понятие социальной защиты является сложным и многомерным, так как существует большое количество его форм, а также разнообразие взглядов учёных, которые, зачастую, противоречат друг другу в части конкретизация содержания и классификации форм социальной защиты.
Так, например в доктринальном комментарии к Основному закону России [1] называют нижеперечисленные формы социальной защиты граждан и иных категорий физических лиц:
во-первых, юридически закреплённые социальные гарантии, которые удовлетворяются на основе стандартов и программ;
во-вторых, регламентация доходов и расходов граждан;
в-третьих, социальное страхование;
в-четвёртых, социальная помощь и поддержка;
в-пятых, социальные услуги;
в-шестых, социальные целевые программы [3, с.72].
Далее, ещё один учёный, работающий в сфере социального обеспечения, М. И. Лепихов в труде «Право и социальная защита населения в России» называет такие организационно-правовые формы социальной защиты физических лиц:
— обязательное социальное страхование,
— обязательное государственное страхование,
— социальное обеспечение за счёт прямого финансирования из средств государственного бюджета,
— государственная социальная помощь [4, с.11].
Рассмотренные основания классификации, демонстрируют неполные и искажённые структуры именно социального обеспечения, но никак не социальной защиты. Полагаем, что более полная структура форм социальной защиты была предложена в труде С. В.
Якимчук, где называет следующие формы: социальные гарантии; социальное страхование; социальная помощь; социальная поддержка; социальные компенсации; социальное обеспечение [6, с, 153].
Однако рассмотренная классификация является не идеальной, в связи с тем, что С. В. Якимчук под формами социальной защиты понимают перечень, включающий в себя шесть указанных выше компонентов, которые являются с основными элементами социального обеспечения, как следствие, они не могут являться самостоятельными формами социальной защиты, в связи с тем, что социальная защита более широкое понятие, по сравнению с социальным обеспечением.
Например, В. В. Тихомирова [5] называет такие формы социальной защиты населения, как: во-первых, государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты; во-вторых, социальные пособия; в-третьих, социальное обслуживание.
К социальным пособиям относят пособия по социальному страхованию и пособия по социальной помощи.
На основании рассмотренных классификаций можно перечислить следующие формы социально-правовой защиты беженцев:
— социальное страхование, помощь, поддержка и обслуживание;
— профессиональная деятельность уполномоченных государственных органов, направленных на разработку и принятие нормативных актов, которые закрепляют разновидности социального обеспечения, положенные указанным категориям граждан;
— профессиональная деятельность уполномоченных государственных органов по выработке и принятии правовых норм, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных властных органов, общественных объединений, направленных на реализацию комплекса мер по социальному обеспечению беженцев;
— общественные отношения, регламентируемые правовыми нормами, фиксирующими меры контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений в области социального обеспечения беженцев;
— общественные отношения, регламентированные правовыми нормами, фиксирующими меры направленные на превенцию, появление либо снижение отрицательного влияния обстоятельств, которые создают нужду в применении мер социального обеспечения касательно беженцев.
Все приведённые формы социально-правовой защиты не распространяют свое действие на беженцев. Это обусловлено тем, что данная категория населения является иностранными гражданами либо лицами без гражданства, и прибывает в Российскую Федерацию с территории других стран. Исключения, прежде всего, касаются социального обеспечения, так как правовые формы едины для всего населения государства в целом.
Из приведенных выше определений различных форм социального обеспечения следует, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению не могут выплачиваться беженцам, являющимся иностранными гражданами, за исключением случаев, когда иностранные граждане и лица без гражданства постоянно проживают на территории РФ — на тех же основаниях, что и граждане России. Социальное страхование является одной из форм социального обеспечения (входящего в социально-правовую защиту).
Социальное страхование распространяется только на застрахованных лиц, к числу которых Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [2] относит граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по трудовым договорам, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, или иных категорий граждан в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Но поскольку беженцы в реальной жизни зачастую не имеют возможности работать, то данная форма остаётся только декларативной.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 26.05.2021) // Российская газета. № 139, 21.07.1999.
- Дмитриева, Ю. А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий / Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд. — М: Кнорус, 2018. — 493 c. — Текст: непосредственный.
- Лепихов, М. И. Право и социальная защита населения в России / М. И. Лепихов. — 1-е изд. — М: Кнорус, 2018. — 218 c. — Текст: непосредственный.
- Тихомирова, В. В. Совершенствование системы социальной защиты населения северного региона / В. В. Тихомирова. — Текст: электронный // II Всероссийская научно-практическая internet-конференция «Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем»: [сайт]. — URL: (дата обращения: 07.11.2021).
- Якимчук, С. В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях / С. В. Якимчук. — 1-е изд. — Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2018. — 196 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, социальная защита, социальное страхование, Российская Федерация, обязательное социальное страхование, социальная помощь, беженец, социальная защита населения, социальное обеспечение беженцев, социально-правовая защита.
к содержанию ↑Правовая помощь беженцам
Какие права получают беженцы в России и куда им обратиться за помощью во время спецоперации в ДНР и ЛНР?
Следующая