Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 марта 2025 г. № 5522-ОГ/16 О праве проведения проверок органами муниципального жилищного контроля в отношении муниципального жилищного фонда
Вправе ли органы муниципального жилищного контроля проводить контрольные (надзорные) мероприятия (по предмету надзора, установленному в п. 4 ч. 1 ст.
20 Жилищного кодекса РФ) в отношении муниципальной квартиры, если она находится в многоквартирном доме под управлением управляющей организации-лицензиата в сфере управления МКД?
Отдел контроля за деятельностью органов государственного жилищного надзора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение от 21 февраля 2022 г. N 212109, и в рамках компетенции сообщает.
Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 — 11 части 1 статьи 20 ЖК РФ, в отношении муниципального жилищного фонда. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации). При осуществлении муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Согласно части 6 статьи 20 ЖК РФ организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон N 248-ФЗ).
В целях приведения положений федеральных законов в соответствие с Законом N 248-ФЗ принят Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 170-ФЗ), предусматривающий унификацию правового регулирования федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Кроме того, Федеральным законом N 170-ФЗ закрепляются особенности организации и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в зависимости от области деятельности, в которой он осуществляется. По каждому из видов контроля устанавливается его предмет — как совокупность обязательных требований, частью которых могут быть лицензионные требования.
Так, ЖК РФ дополнен положениями, устанавливающими порядок осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, а также регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Так, в соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 — 11 части 1 статьи 20 ЖК РФ.
Таким образом, указанные положения устанавливают самостоятельное право проведения проверок органами государственного жилищного надзора в отношении жилищного фонда, и муниципального жилищного контроля, осуществляемого в отношении муниципального жилищного фонда.
Основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий устанавливаются статьей 66 Закона N 248-ФЗ.
В соответствии с частью 13 статьи 20 ЖК РФ, начиная с 1 июля 2021 г. для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общий контроль за качеством и своевременностью исполнения обязанностей государственного жилищного надзора осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела контроля за деятельностью органов государственного жилищного надзора |
О.А. Новиков |
Обзор документа
В рамках госжилнадзора проверяется в т. ч. соблюдение требований к оказанию коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД.
Минстрой разъяснил, могут ли органы муниципального жилищного контроля проводить соответствующие мероприятия в отношении муниципальной квартиры, если она находится в МКД под управлением УК.
Действующее законодательство предусматривает самостоятельное право проведения проверок органами госжилнадзора в отношении жилищного фонда, органами муниципального жилищного контроля — в отношении муниципального жилфонда. Основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий установлены Законом о государственном и муниципальном контроле.
С 1 июля 2021 г. для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов госвласти, местного самоуправления, из СМИ, Интернета, госинформсистем о возможных нарушениях обязательных требований органы госжилнадзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска. Типовые индикаторы утверждены Минстроем.
Общий контроль за качеством и своевременностью исполнения обязанностей госжилнадзора осуществляет прокуратура.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Суд подтвердил полное право жилинспекции проверять частное жилье
Московская жилищная инспекция одержала победу в суде по одному из самых острых и спорных вопросов — законно ли требование инспекторов разрешить им доступ в квартиру для проведения проверки. Речь шла о незаконной перепланировке жилого помещения.
Споры о том, имеет ли право инспектор заходить на частную территорию, возникают нередко. Собственники, перестраивая квартиру или дом, в большинстве своем даже не задумываются, насколько законно соединить балкон и комнаты, убрать несущую стену, ликвидировать вентиляционный короб. Список опасных переделок жилых помещений можно продолжать долго.
Но подчас из-за реализации фантазий хозяев случаются настоящие трагедии, в которых страдают, а то и гибнут их соседи.
Один из таких споров, когда проверяющих просто не пустили в квартиру, дошел до суда. Его разъяснения очень важны для хозяев жилья, и их надо знать.
Собственники, перестраивая квартиру, даже не задумываются, насколько их действия законны
Обратилась в суд сама Мосжилинспекция — ее инспекторов не пускают проверить перепланировку жилья, и она просит суд обязать хозяина их пустить. Собственник в суде заявлял — не пущу. И просил суд отказать жилинспекции, так как подобных прав этот орган не имеет — они не предусмотрены законодательством.
Гражданин привел следующие аргументы, которыми, впрочем, пытаются пользоваться и другие несогласные. Собственник указал на статью 76 Закона N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. Там сказано, что осмотр не может проводиться органами контроля и надзора в отношении жилого помещения — если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Вторым аргументом хозяина квартиры был Жилищный кодекс. Он с 1 июля 2021 года не дает органам жилнадзора права осматривать и обследовать жилое помещение. Надо подчеркнуть, что до этой даты такое полномочие, действительно, было.
Вот только суд счел такие доводы неправильными. И объяснил, что по правилам сразу нескольких статей — 2, 14, 17, 20, 26 и 30 Жилищного кодекса собственник квартиры своими действиями (или бездействием) не должен препятствовать исполнению жилинспекцией законодательно возложенной на нее обязанности по проведению обследования жилого помещения. В том числе «в целях реализации полномочий, предусмотренных частью 3 статьей 29 ЖК».
Суд напомнил хозяину про постановление правительства Москвы (от 26 июля 2011 г. N 336-ПП). Там есть пункт 5.9, где сказано, что Мосжилинспекция «вправе обращаться в суд с заявлениями об обеспечении доступа в помещения в многоквартирных домах и жилых домах, о соблюдении требований по использованию и сохранности жилищного фонда».
Это значит, что инспекция имеет полное право требовать доступа за порог «для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством РФ и Москвы».
Следующая