Социальные категории граждан: полное руководство и преимущества
Мы очень часто говорим о социально незащищенных категориях граждан, но при этом, законодательно термин нигде не закреплен.
Вместе с тем, из анализа действующих правовых норм в сферах жилищного, трудового законодательства, в сфере обеспечения прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно прийти к выводу, что это граждане, нуждающиеся в особой социальной защите, которые не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния.
Несмотря на то, что это определение нигде не приводится, в ряде законодательных актов имеется его упоминание. Например, в ст. 217 Налогового кодекса РФ, предусматривающей налоговые льготы.
Либо в законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам законодатель относит: полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан и др.
В ряде случаев возникают такие ситуации, когда граждане, фактически не являясь малоимущими, в силу кризисных явлений, а также в силу совершения в отношении них преступных действий, оказываются в сложной жизненной ситуации. Ярким примером тому являются обманутые дольщики.
Дети, наверное, одна из самых социально незащищенных категорий населения. В ходе надзорных мероприятий выявляются нарушения их жилищных прав, прав на образование, на выплату пособий и др.
Таким образом, данное понятие в большей степени можно назвать собирательным.
Какие органы государственной власти осуществляют социальную защиту населения?
К одним из органов относится Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России). Это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов.
В каждом субъекте России работу осуществляет соответствующий орган исполнительной власти. В частности, в автономном округе такие функции возложены на Департамент социального развития населения. В городах, районах — Управление социальной защиты населения.
По вопросам труда, содействия занятости населения и защиты от безработицы свои функции осуществляет Департамент труда и занятости населения ХМАО – Югры.
Кроме того, органы прокуратуры на постоянной основе надзирают за соблюдением прав и законных интересов граждан.
Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению
© 2003-2024 Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Все права защищены
Адрес: 628011, Россия, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова 1а,
Телефон: +7 (3467) 352-212
Телефон: +7 (3467) 352-138
Какие категории граждан относятся к числу социально незащищенных?
Законодательство РФ не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)». Часто при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц (пп. 14 п.
1 ст. 251 НК РФ; п. 5 ст.
5 Закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ; п. 3 Положения, утв. Приказом Минтруда России от 23.12.2020 N 938; ч.
2 ст. 27 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).
В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям.
Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица — пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст.
1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Рассмотрим некоторые категории социально незащищенных граждан.
К ним отнесены, в частности, следующие лица.
1. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа — в целях предоставления им дополнительных гарантий по социальной поддержке (ст. 1 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п.
7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
2. Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане — при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры.
Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2020 N 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв.
Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
3. Инвалиды и пенсионеры — в целях принятия дополнительных мер по их защите от мошеннических действий третьих лиц (пп. «а», «б» п.
4 Перечня поручений, утв. Президентом РФ 31.12.2020 N Пр-2243).
4. Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди — в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п.
п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2021 — 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2020).
5. Дети дошкольного возраста, учащиеся, инвалиды — в целях предоставления льгот на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями культуры (п.
4.2.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 23.07.2013 N 484-ПП).
6. Неработающие пенсионеры организаций угольной промышленности; инвалиды, получившие инвалидность во время работы в таких организациях; бывшие работники, уволенные в связи с сокращением численности или штата и состоящие на учете в службе занятости, до их первого трудоустройства; члены семей погибших (умерших) работников — в целях распространения на них ряда положений Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности (п.
1.4 Соглашения на 2019 — 2021 гг., утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 18.01.2019).
Документ предоставлен КонсультантПлюс
«Электронный журнал «Азбука права», 22.03.2021