Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области
В настоящее время появляются новые механизмы недопущения и «бесспорного» разрешения возможных конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками: налоговый мониторинг, налоговый рулинг, предварительное соглашение о ценообразовании.
Данные механизмы признаются и налоговыми органами, и налогоплательщиками как более эффективные по сравнению с обычными проверочными мероприятиями. Однако пока доступны они лишь единицам.
В связи с чем возникает обоснованный вопрос: существуют ли иные механизмы эффективного взаимодействия, применимые к широкому кругу или вообще ко всем налогоплательщикам?
Процедура досудебного обжалования решения налогового органа показала свою эффективность, а также то, что ее не достаточно для снижения конфликтности в налоговых отношениях.
Необходима трансформация взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, и она возможна при условии, что взаимодействие будет основываться на принципах открытости, взаимного уважения и законности.
ФНС России демонстрирует усилия, направленные на реализацию этих принципов:— развивается электронное взаимодействие с налогоплательщиками;— на сайте Службы публикуется информация о ненадежных контрагентах;-налогоплательщикам направляются информационные письма о «проблемных поставщиках» и др.
Причем это проявление — инициативы самой Службы, введение подобных сервисов налоговым законодательством не предусмотрено.
Также наблюдается существенное улучшение уровня обслуживания в налоговых органах, повышение деловой культуры сотрудников разных звеньев системы.
Вместе с тем, очевидно, что многое еще предстоит сделать для перехода на новый уровень взаимодействия.
I. Профилактика и предотвращение нарушений законодательства о налогах и сборахНа уровне ФНС России
1.Информирование налогоплательщиков об административной практике, формируемой по результатам рассмотрения апелляционных жалоб.
Такая подача материала может создавать административные прецеденты, которые позволят налогоплательщикам идентифицировать обнародованную ситуацию и сравнить ее со своей деятельностью, чтобы в дальнейшем исправить ошибки и иметь возможность ссылаться на следование этой практике как на основание смягчения или исключения ответственности за налоговое правонарушение.
2. Регулярное обобщение практики — наиболее типичных оснований возникновения спора, результатов его разрешения на уровне ФНС России и региональных управлений.
ФНС России могла бы издавать не только письма, но и «постановления Пленума», которые бы носили рекомендательный характер и для налоговых органов, и для налогоплательщиков. Налогоплательщики должны быть уверены, что следование таким рекомендациям не повлечет претензий налоговых органов в будущем.
3. Широкое использование потенциала общественных организаций для выработки позиций по спорным ситуациям, когда их разрешение имеет важное значение для той или иной отрасли, большой группы налогоплательщиков и т.п.
Экспертный совет по налогам ТПП РФ готов рассматривать такие ситуации, вырабатывать экспертную позицию по спорным и неоднозначным вопросам с направлением заключения в Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России.
4. Мониторинг практики применения законодательства Республики Беларусь и Казахстана, предусматривающего официальную публикацию списков лжепредпринимателей.
Цель – оценка возможности трансформации информационного сервиса ФНС России «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»для придания размещенным на нем сведениям правового значения.
На уровне территориальных налоговых органовУчастники выразили неудовлетворенность профилактической разъяснительной работой налоговых органов.
Имеет место формальность ответов на запросы налогоплательщиков, закрытость, нежелание сотрудников налоговых органов идти на контакт, «отписки». При этом продолжается практика истребования у налогоплательщиков документов «тоннами», «вагонами», «камазами».
Для изменения работы налоговых органов в данном направлении предлагается следующее.
1. Активнее проводить семинары и лекции с участием налогоплательщиков, использовать для диалога площадки региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, общественных бизнес-объединений. На ведомственном уровне следует установить норматив подобных мероприятий для каждой инспекции.
2. Систематизировать и ограничить полномочия налоговых органов в части истребования документов и информации с учетом следующего:
— однажды истребованные у налогоплательщика какой-либо инспекцией документы больше не запрашиваются;— при истребовании документов в рамках выездной налоговой проверки поясняются причины истребования;-решение об отказе в продлении срока представления документов должно быть мотивированным;
— при истребовании большого объема документов налогоплательщику дается время исполнить требование, новое требование при этом не направляется.
II. Перестройка контрольной работы и работы по результатам споров по вопросам налогообложения1. Акты налоговых проверок не выполняют профилактическую роль.
У налогоплательщиков нет уверенности в том, как в дальнейшем вести деятельность в налогово-безрисковом варианте, поскольку наблюдается:
— недостаток мотивации выдвинутых налоговыми органами претензий,— отсутствие выводов о законности операций;— неопределенность со статусом операций, входивших в предмет проверки, но не признанных незаконными.
Такую ситуацию можно охарактеризовать как «налоговая засада»: налогоплательщик в любой момент может получить претензии налогового органа по операциям, которые он однотипно ведет в течение ряда лет (нескольких налоговых периодов), и по которым прежде претензий не было.
По мнению ФНС России, в актах налоговых проверок должны фиксироваться только правонарушения. Налоговые органы не в силах проводить налоговый аудит налогоплательщиков.
Между тем, согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов.
Правильность в данном случае означает как «плюсы», так и «минусы» в работе налогоплательщика. Практика ВС РФ подтверждает такую возможность.
Из данного противоречия необходимо найти выход.
Предлагается исходить из того, что ФНС России – сервисная служба, а сервис главным образом требует налаживание профилактической составляющей контрольных мероприятий.
Возможные методы:1)Подробная мотивировка всех проверочных действий/мероприятий, в частности:— истребование документов,— назначение контрольных мероприятий,— оформление результатов контрольных мероприятий.
2)Составление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля (так же как по результатам налоговой проверки).
3) Совершенствование формы акта налоговой проверки:
— в описательной части подробно указываются проверяемые хозяйственные операции, перечисляются все проверенные документы,
— выводы проверяющих развернутые и мотивированные.
4) В утвержденную Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23) форму акта налоговой проверки вернуть ранее существовавшие положения о том, что в акте указывается не только сумма недоимки, но и переплата по налогам.
5) Направление налогоплательщику по итогам любых проверочных мероприятий информационного сообщения с фиксацией результатов этих мероприятий.
6) Определение процедуры и полномочий вышестоящего налогового органа при отмене решения нижестоящего налогового органа в порядке контроля. Для этого достаточно ведомственного регламента, утвержденного в соответствии с НК РФ.
7) Расширение возможности диалога налоговых органов и налогоплательщиков по спорным неоднозначным вопросам налогообложения. Для этого могут/должны использоваться следующие инструменты:
— привлечение специалистов, экспертов задолго до проверки для выработки единой позиции по вопросам налогообложения с отраслевой спецификой;
— использование принципов налогового мониторинга- открытость сторон и лояльность налогового органа к налогоплательщику.
7) Развитие практики анкетирования среди налогоплательщиков об удовлетворенности работой налоговых органов по конкретным вопросам; поощрение сотрудников налоговых органов, получивших положительную оценку налогоплательщиков за работу с ними.
III. Развитие института разделения ответственности с некомпетентным администратором / контролером
1. Если в течение продолжительного времени (несколько налоговых периодов) налогоплательщик вел однотипную деятельность, использовал однотипную модель налогообложения, то по итогам налоговой проверки (после ранее состоявшейся и не отразившей соответствующих нарушений или при отсутствии проверок)возможно доначисление недоимки без пени и взыскания штрафов.
2. В поддержку малого бизнеса ввести в НК РФ норму о праве на первую ошибку:— за выявленное впервые налогового правонарушение вместо штрафа ограничиться предупреждением;— предусмотреть скидку при уплате штрафа впервые.3. Закрепить в НК РФ скидку на раннюю уплату штрафа (по аналогии с КоАП РФ).
4. Нормативное развитие статьи 112 НК РФ об обстоятельствах, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, расширение их перечня.
ФНС России на ведомственном уровне ведет разъяснительную работу о применении данных обстоятельств при применении налоговых санкций, но этого не достаточно.
к содержанию ↑Проверка контрагентов: зачем нужна и как ее провести
Даже в тех случаях, когда будущие партнеры не вызывают подозрений, сотрудничество с некоторыми из них может повлечь неблагоприятные последствия для бизнеса. Как предпринимателю обезопасить себя от недобросовестного контрагента? Ответим в статье на этот вопрос.
Зачем проверять контрагентов?
Недобросовестное поведение партнера не только вредит бизнесу, но и может повлечь претензии со стороны налогового органа, ведь, выбирая контрагента, предприниматель должен соблюдать должную осмотрительность и осторожность.
Закон прямо не устанавливает обязанности проверять контрагента и даже не закрепляет понятие «должная осмотрительность». Однако, учитывая требования статьи 54.1 НК РФ, рекомендации, которые дает ФНС, а также практику по налоговым спорам, можно прийти к однозначному выводу о необходимости проверять будущих партнеров.
Несмотря на отсутствие законодательного закрепления, термин «осмотрительность» используется судами и налоговым органом. Отсутствие проявления предпринимателем должной осмотрительности при выборе контрагента на практике приводит к неблагоприятным последствиям.
Приведем несколько примеров:
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2023 № Ф06-999/2023 по делу № А57-2126/2022.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции, начислившей налог, пени и штраф, суд указал:
«Суды признали верными выводы о том, что заявителем к налоговому учету приняты документы, не отвечающие требованиям полноты и достоверности отраженных в них обстоятельств, а также о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность при выборе контрагентов и взаимодействии с ними».
- В Письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» указано следующее:
«Поскольку для целей налогообложения оцениваются последствия исполнения сделок, а также юридические факты, возникающие в гражданском (хозяйственном) обороте, то применяемый в обороте стандарт обоснованного выбора контрагента (коммерческая осмотрительность) применим и в налоговых правоотношениях».
Таким образом, при выборе партнера предпринимателю важно оценить не только коммерческую привлекательность сотрудничества, но и ресурсы, репутацию, платежеспособность и надежность будущего контрагента. Также необходимо проанализировать риски неисполнения потенциальным партнером принятых в рамках сотрудничества обязательств.
По указанным причинам проверка контрагента — нужная и важная для компании процедура, которая позволит свести к минимуму риски притязаний со стороны налоговой инспекции и оценить надежность и платежеспособность партнера.
Способы проверки, рекомендованные ФНС России
В Письме ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10588 разъясняется, что для проверки бизнес-партнера следует использовать:
1. Общедоступные сведения в форме открытых данных на сайте www.nalog.ru.
2. Общедоступные критерии оценки рисков, закрепленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
3. Оценка наличия или отсутствия:
- документального подтверждения полномочий руководителя контрагента (его представителя);
- копий документа, удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных/торговых площадей;
- информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
- используемого предпринимателем адреса массовой регистрации;
- дисквалифицированных лиц в составе исполнительного органа компании.
Региональные отделения ФНС России также дают рекомендации относительно проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Например, межрайонная ИФНС России № 9 по Приморскому краю в информационной материале, размещенном 11.09.2019 рекомендует:
- при заключении договора лично встречаться с руководителем организации — контрагента;
- в ходе личной встречи попросить у потенциального партнера на обозрение паспорт, устав организации и иные регистрационные документы и сверить их данные с данными подписываемого договора;
- использовать видеосвязь для обсуждения условий сделки, если возможность для личной встречи отсутствует;
- использовать информацию, опубликованную на официальных страницах госорганов и судов.
Иные способы проверки
Отметим, что четкие критерии оценки партнера отсутствуют, нет и исчерпывающего алгоритма проверки, а границы осмотрительности при выборе контрагента не определены. Однако за длительное время работы на рынке юридических услуг мы разработали схему проверки, позволяющую получить максимально объективное представление о бизнес-качествах партнера. Делимся своими наработками с читателями.
Кроме перечисленного, ЦПО групп рекомендует предпринимателям проверить контрагента следующими способами:
1. Запросить сведения о контрагенте в ФНС.
Этот шаг будет одним из показателей должной осмотрительности предпринимателя при выборе контрагента. Из ответа на запрос можно получить сведения о будущем партнере. Кроме этого, взаимодействие с ФНС послужит доказательством принятия мер для проверки партнера на случай разбирательств.
2. Запросить у контрагента документацию.
Если планируется сотрудничество с компанией, рекомендуем запросить следующий пакет документов:
- свидетельства ИНН и ОГРН;
- сведения о сайте организации, карточку предприятия;
- учредительные документы;
- информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
- решение о создании, реорганизации (при наличии);
- решение о назначении исполнительного органа;
- приказ о назначении главного бухгалтера;
- сведения о применяемой системе налогообложения;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период и сведения о предоставлении этой отчетности в налоговый орган;
- решение о заключении крупной сделки (для крупных сделок);
- сведения об имеющихся исполнительных производствах, в которых контрагент выступает как должник;
- справка об аффилированных лицах.
Если планируется сотрудничество с физическим лицом:
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство ИНН;
- свидетельство ОГРНИП (для ИП);
- сведения о применяемой системе налогообложения;
- информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (для ИП);
- сведения об имеющихся исполнительных производствах, в которых контрагент выступает как должник;
- справка о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика НПД (для самозанятых).
3. Проверить контрагента с использованием специальных сервисов и источников в интернете.
Анализ данных из открытых источников поможет выявить риски при выборе контрагентов. Рекомендуем использовать государственные сервисы, а также частные информационные ресурсы для проверки компаний и физических лиц.
☝ Это интересно
4. Проверить репутацию контрагента.
Получить такие сведения поможет анализ характеристики компании, ее истории, ее отношения к выполнению договорных обязательств. Часть из указанных сведений может быть размещена на сайте контрагента. Также стоит изучить отзывы о компании в открытых источниках.
Кроме того, мнением о будущем партнере и его добросовестности могут поделиться другие партнеры и клиенты.
к содержанию ↑Как выбирать контрагентов с учетом письма ФНС. Инструкция эксперта
Письмо с практикой применения ст. 54.1 НК РФ — это не какой-то новый документ, а лишь структурирование всей уже существующей информации о преемственности подходов, исторически сложившихся моментов в отношении оценки получения необоснованной налоговой выгоды организациями, доказательств нереальности сделки, предотвращения агрессивных методов налоговой оптимизации.
На основе подхода, который используют налоговые органы при проверке сделок, мы разработали пошаговую инструкцию для выбора контрагентов.
Шаг 1. Сбор всей доступной информации о контрагенте
Проверьте достоверность сведений в отношении компании контрагента. С 1 июля 2021 года налоговая может аннулировать представленный организацией отчет, если в ЕГРЮЛ есть отметка о недостоверности сведений. В таком случае налоговая сделает вывод о несформированной налоговой базе у продавца, как следствие у покупателя возникнут проблемы с получением вычета.
Кроме того, документы, подписанные неуполномоченным директором, не имеют юридической силы.
Финансовые показатели компании, платежеспособность, обороты и активы по данным бухотчетности, уплата налогов, судебные иски и исполнительные производства, — все это позволит в целом оценить возможности организации по выполнению обязательств и компенсировать возможные убытки по сделке.
Проверьте информацию о приостановлении операций по счетам контрагента. Чем длительнее будет этот период, тем выше риск заключать правовые отношения с такой организацией.
Соберите максимум сведений о бизнес-истории контрагента. В этом помогут упоминания в СМИ, данные об исполненных контрактах, рекомендации от других контрагентов, информация на сайте, объявления о вакансиях.
Обратите внимание на факторы благонадежности компании. Это значительный уставный капитал, заключенные и исполненные госконтракты, положительная история арбитражных дел, сведения о среднесписочной численности сотрудников, наличие лицензий, товарных знаков.
Оцените ресурсы контрагента для исполнения контракта: промышленные площадки, оборудование, количество сотрудников, необходимые лицензии, разрешения и другое.
к содержанию ↑Шаг 2. Проверка документооборота перед сделкой и четкое исполнение пунктов договора
Пропишите в договоре все нюансы сделки, такие как сроки выполнения работ, ответственность за их невыполнение, размер пеней и штрафов.
Важно отразить в договоре, чьими силами будут выполнены работы по сделке. Например, будут ли привлекаться контрагенты для исполнения договора. В этом случае можно составить дополнительное приложение со штатом сотрудников.
Укажите условия оплаты. Этот пункт особенно важен при заключении длительного контракта. Оплату нужно вносить таким образом, чтобы ее можно было четко идентифицировать и нельзя отнести к другим платежам.
Например, в случае внесения аванса, когда расчеты осуществляются частями, в договоре должны быть прописаны конкретные сроки, в какой день вносится оплата и в какой форме (путем внесения на расчетный счет, наличная оплата, взаимозачет и другое).
При этом существуют негативные факторы, на которые налоговая обратит пристальное внимание:
- Наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота либо от условий иных аналогичных договоров, заключенных налогоплательщиком (например, условий о длительных отсрочках платежа, о поставке крупных партий товаров без предоставления обеспечения исполнения, о договорной ответственности, размер которой несопоставим с последствиями возможного нарушения).
- Установление цены приобретения товаров (работ, услуг) в размере, который существенно ниже цены по сопоставимым сделкам (при совершении сделки с «технической» компанией с целью приобретения ресурсов в недекларируемом в целях налогообложения обороте) или выше рыночной стоимости (при встраивании «технической» компании во взаимоотношения с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке).
- Отсутствие документов, которые должны быть составлены исходя из характера исполнения контракта. Например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику строительной площадки.
- Наличие в договорах и в документах, которыми оформлено исполнение сделки, противоречий в сведениях и неполноты заполнения обязательных реквизитов, которые могут свидетельствовать, в частности, о подписании документов в нарушение логики бизнес-процесса или ранее момента наступления соответствующих событий.
- Отсутствие оплаты, использование в расчетах «неликвидных» векселей, принятие в счет погашения долга права требования к третьему лицу, платежеспособность которого не позволяет получить исполнение по данному требованию в полном объеме.
Шаг 3. Проверка ресурсов компании контрагента и взаимодействие с директором организации
При обсуждении условий договора и подписании контракта важно, чтобы директор или иное уполномоченное лицо могли ответить на вопрос, каким образом была осуществлена сделка. Проверка документального подтверждения полномочий данных лиц — один из самых важных этапов. Если налоговая будет сомневаться в реальности сделки, то директору компании зададут вопросы, связанные с местом, временем и обстоятельствами заключения договора.
Например, знакомы ли директора компаний лично и при каких обстоятельствах проходила их встреча.
Проверьте, в каких условиях работает контрагент. Это поможет убедиться, есть ли у него производства, склады, торговые площади, необходимые для исполнения договора.
Запросите у контрагента свидетельства, которые подтвердят, что он сможет выполнить условия договора. Например, копии документов, подтверждающих наличие производственных мощностей, квалифицированных кадров, имущества, необходимых лицензий и разрешений, свидетельств о членстве в саморегулируемой организации и другое.
Внимательно отнеситесь к соблюдению процедуры совершение сделки в соответствии с внутренним регламентом и учетной политикой. Например, заключение договора после проведения публичных торгов; наличие в составе конкурсной заявки полного комплекта документов либо указание в них достоверных сведений, подлежащих проверке при подготовке торгов.
к содержанию ↑Требования к выбору контрагента
Можно сделать вывод, что ждать послабления в части администрирования при применении ст. 54.1 НК РФ не стоит. Чем крупнее сделка и больше риски, тем больше комплексных мероприятий должен провести налогоплательщик при ее заключении.
Степень требований к выбору контрагента не может быть одинаковой для разных сделок. Например, при заключении разовой сделки на незначительную сумму требования к выбору контрагентов будут существенно отличаться от ситуаций, когда приобретается дорогостоящий актив, совершаются сделки на значительную сумму, либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ, либо сделка несет в себе неоправданные риски.
Ирина Одарич, ведущий эксперт Контура по НДС
к содержанию ↑Инструкция по выбору контрагентов с учётом рекомендаций ФНС
Пошаговое руководство по подбору контрагентов, основанное на методике, которую налоговые органы применяют к проверке сделок налогоплательщиков. Письмо ФНС РФ от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ с правоприменительной практикой по ст. 54.1 НК РФ не содержит законодательных новшеств, но структурирует сведения обо всех ранее установленных требованиях по темам преемственности подходов, подтверждения нереальности сделки, типовых ситуаций и методов из области оценки приобретения компаниями необоснованной налоговой выгоды, борьбы с агрессивными способами оптимизации налогов.
Объём всей описанной там работы выглядел бы пугающе, если бы не проверка контрагентов через Контур.Фокус.
к содержанию ↑Шаг 1. Соберите все доступные сведения о контрагенте
Не забывайте о проверке достоверности собранной информации о потенциальном партнёре. С начала июля 2021 года ФНС вправе аннулировать отчётность компании, если в ЕГРЮЛ проставлена пометка о недостоверности данных. В подобных ситуациях инспекторы приходят к выводу, что налоговая база продавца не сформирована, из-за чего покупателю будет сложно получить вычет.
Отметим также, что документы с подписью неуполномоченного руководителя юридической силы не имеют.
Весь комплекс данных: показатели финансовых дел фирмы, её обороты, уплаченные налоги, маркеры благонадёжности и активы, отражённые в бухгалтерской отчётности, исполнительные производства и судебные разбирательства, — поможет дать адекватную оценку тому, способен ли партнёр выполнить свои обязательства по отношению к Вам и компенсировать убытки, если таковые возникнут.
Уточните информацию о блокировке счетов компании-контрагента. Чем дольше она продлилась, тем опаснее устанавливать с этой фирмой правовые отношения.
Максимально подробно изучите историю бизнеса партнёра. Здесь полезны упоминания фирмы в СМИ, официальный сайт фирмы, сведения о выполненных контрактах, рекомендации от прочих контрагентов, опубликованные вакансии.
Присмотритесь к показателям благонадёжности организации: солидный уставный капитал, заключённые и выполненные госконтракты, среднесписочная численность работников, благоприятное впечатление от арбитражной практики, действующие лицензии и товарные знаки.
Выясните, сможет ли контрагент выполнить договор с Вами: хватит ли ему работников и техники, есть ли у него промышленные площади, оборудование, получил ли он нужные разрешения и лицензии.
Шаг 2. Проверьте документы перед сделкой и грамотно составьте договор
Включите в текст договора максимум деталей будущей сделки: сроки проведения работ, ответственность сторон за неисполнение условий, суммы пеней и штрафов.
В договоре необходимо указать, кто конкретно будет выполнять заявленные работы. К примеру, для их исполнения могут привлекаться сторонние подрядчики. В такой ситуации подготовьте приложение к договору со штатом работников.
Конкретизируйте порядок оплаты, особенно при подписании долговременного контракта. Платить по договору следует так, чтобы можно было однозначно определить назначение этих транзакций и невозможно было спутать их с иными платежами. Допустим, при наличии аванса или оплате по частям в договоре необходимо точно указывать даты, когда вносятся платежи, а также форму оплаты: наличные, перевод на расчётный счёт, взаимозачёт и прочее.
Договор может содержать подозрительные детали, которые которые привлекут особое внимание ИФНС:
- включение в контракт условий, отличных от устоявшихся правил и традиций бизнеса или от условий других подобных контрактов, заключённых данной компанией. Это могут быть, к примеру, условия об отгрузке больших партий товара без обеспечения выполнения, о необычно долгих отсрочках оплаты, а также о санкциях, масштабы которых явно не сопоставимы с последствиями соответствующего нарушения договора
- установлены чрезмерно заниженные или, наоборот, завышенные цены по сравнению с рыночными ценами на товары, работы или услуги в аналогичных сделках. Занижение цен характерно для сделок с подставными фирмами для покупки ресурсов в рамках не включённого в налоговые декларации оборота. Завышение — для взаимодействия с фактическим исполнителем через фирму-прокладку, то есть однодневку — популярное неофициальное название таких фирм, увы, вполне ими заслужено
- отсутствие бумаг, необходимость которых предполагается самим характером работ. Допустим, к договору подряда на строительство не прилагается акт о передаче подрядчику стройплощадки
- противоречия или неполнота необходимой информации в договорах и сопутствующих документах, в написании обязательных реквизитов. Нестыковки говорят, в том числе, о подписании бумаг вопреки логике бизнес-процесса или раньше фактического совершения соответствующих действий
- нет оплаты, в расчётах применяются неликвидные векселя, в счёт погашения долга принимаются права требования к стороннему лицу, чья реальная платёжеспособность не позволит получить истребованные средства полностью
Шаг 3. Проверьте активы фирмы-партнёра и взаимодействие с её руководителем
При подготовке договора и обсуждении его условий необходимо удостовериться, что директор или другое уполномоченное лицо были в состоянии объяснить, как именно следует осуществить сделку. Обязательно запросите документальное подтверждение их полномочий. Если налоговики усомнятся в реальности сделки, они спросят руководителя предприятия о времени, месте и иных обстоятельствами подписания договора.
К примеру, о личном знакомстве директоров двух фирм и обстоятельствах их встречи.
Потребуйте от контрагента доказать, что у него есть нужные для поставленных Вами задач активы: цеха, складские помещения, торговые точки, оборудование, разрешения и лицензии, квалифицированные работники, членство в саморегулируемой организации и прочее, в зависимости от сферы деятельности и конкретных задач. Доказательствами быть могут, допустим, копии документов. Так Вы получите подтверждение, что партнёру по силам исполнить заявленные обязательства.
Тщательно соблюдайте порядок заключения сделки, чтобы он соответствовал внутреннему регламенту Вашей компании и её учётной политике. К примеру, договор заключается после выигрыша тендера, и в конкурсную заявку входит полный набор документов, в которых указаны достоверные данные, подлежащие обязательной проверке при подготовке к тендеру.
к содержанию ↑Требования к подбору контрагентов
Налоговики вовсе не стремятся смягчать требования к административной работе при применении ст. 54.1 Налогового кодекса. Чем масштабнее сделка и выше риски, тем обширнее должен быть комплекс контрольных мероприятий со стороны налогоплательщика.
Строгость требований к подбору деловых партнёров может и должна различаться для разных сделок. Для однократной сделки на несущественную сумму критерии выбора будут совсем иными, чем при покупке дорогостоящего имущества, особо крупных суммах сделок и неоправданных рисках или в случае привлечения подрядчика.
Следующая