Гарантийные сроки
Среди сроков осуществления гражданских прав значительное место занимают гарантийные сроки.
Гарантийный срок — это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя.
В правовой теории нет единого понимания сущности гарантийных сроков. С технико-экономической стороны гарантийный срок следует понимать как технически обоснованный срок безотказной службы изделия и отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например до первого капитального ремонта. Это различие важно иметь в виду, т.к.
срок службы изделия обычно больше гарантийного срока, он устанавливается самими изготовителями и согласуется с потребителями. Срок службы товара исчисляется со дня его продажи потребителю, а если его установить невозможно — со дня изготовления. Таким образом, под сроком службы товара понимается срок, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
С юридической стороны, гарантийный срок — это юридический факт, с которым закон связывает определенные юридические последствия, представляющий собою период времени, имеющий значение лишь в сочетании с другими юридическими фактами. Например, обнаружение недостатков в приобретенной (отремонтированной) вещи в течение гарантийного срока влечет за собой определенные последствия. В отношение продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени, устанавливаются сроки годности, по истечении которых товар считается непригодным к использованию по назначению (п.1 ст.472 ГК РФ).
Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. Продавец обязан передать товар покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.
Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления и определяется либо периодом времени, в течение которого пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Необходимо различать законный и договорный гарантийные сроки.
Законная гарантия — ручательство продавца (подрядчика) за отсутствие в товаре (работах, услугах) в момент его передачи недостатков, снижающих стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре.
Ее сущность состоит в том, что товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству в момент их передачи покупателю
Договорная гарантия — дополнительное обязательство, по которому продавец ручается, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение определенного времени (гарантийного срока).
Согласно п.1 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» законный гарантийный срок применяется в течение шести месяцев, если гарантия не предусмотрена договором Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 20 декабря 2007 г., 2 ноября 2008 г.,23.
07.2008). Собрание законодательства Российской Федерации. 2008.
Ст. 46. Продавец товара может установить только дополнительные гарантийные сроки на товар и они должны быть более шести месяцев.
Истечение гарантийного срока лишает управомоченное лицо права требовать от обязанной стороны безвозмездного устранения недостатков товара, его замены или расторжения договора.
Согласно ст.470 ГК РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли продажи. Поскольку договор розничной купли-продажи, как правило, — договоры присоединения, условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в них соответственно устанавливается продавцом товара. При этом согласно ГК РФ в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.
Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Порядок и сроки удовлетворения требований потребителя, а также ответственность за нарушение этих сроков должны определяться на основании Закона.
Гражданский кодекс РФ отказался от термина «гарантийные» применительно к срокам годности и хранения, устранив тем самым терминологическую неточность (ст.472 ГК РФ).
Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Кодекс регулирует только случай, когда срок годности товара определен законом или иными обязательными правилами. Представляется, что это не препятствует установлению в договоре сроков годности, но отступление от закона и иных действующих обязательных правил при этом недопустимо.
Срок службы товара — это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При этом гарантийный срок безотказной службы изделия следует отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например, до первого капительного ремонта. Это различие важно иметь в виду, потому что срок службы изделий обычно больше гарантийного.
Исчисление срока службы товара производится в единицах времени или в иных единицах измерения; километрах, метрах и т.п.
Под сроком транспортабельности понимается срок, в течение которого при надлежащем соблюдении правил отгрузки отправителем и правил перевозки транспортной организацией гарантируется качественная сохранность груза.
Гарантийный срок и исковая давность: различия и важность правильной гранулировки
Как различать гарантийный срок и срок исковой давности? Может ли возникнуть ситуация, когда пропущен один из сроков, но не пропущен другой? Как важно правильно гранулировать данные сроки?
/ Пётр , Москва2023-04-08Категория: Договорное право120 1
Ответы юристов (1)
- Артемьев Ярослав
Артемьев Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1913 дняОтветов: 5193 Рейтинг: 10
Гарантийный срок и срок исковой давности — это разные юридические термины, имеющие различное значение и правовое последствие для сторон договора. Гарантийный срок является периодом, в течение которого производитель или продавец обязуется бесплатно устранить все выявленные в процессе эксплуатации товара недостатки. Срок исковой давности — это период, в течение которого сторона вправе обратиться в суд с требованием защиты своих прав и интересов, нарушенных другой стороной в рамках договора.
В данном примере, если исковая давность пропущена, то заказчик теряет возможность обратиться в суд для защиты своих прав и интересов. В то же время, гарантийный срок является отдельным временным периодом, в течение которого заказчик имеет право на бесплатное устранение недостатков товара.
Разграничить данные сроки можно следующим образом: гарантийный срок относится к качеству товара и его обслуживанию, он не связан с сроком исковой давности. Срок исковой давности относится к правам и обязанностям сторон по договору и нарушениям, возникшим в его рамках. Он регулируется законодательством и общими правилами гражданского права.
#3372133 2025-04-08 20:21:22Артемьев Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1913 дняОтветов: 5193 Рейтинг: 10
Для решения данного вопроса, в первую очередь, потребуются тексты договора аренды, закона об исковой давности и закона о защите прав потребителей.
Ответ на вопрос о различии между гарантийным сроком и сроком исковой давности можно предоставить следующую информацию.
Гарантийный срок – это период времени, в течение которого продавец (или исполнитель другого обязательства) гарантирует, что товар или услуга будут исправно функционировать. Обычно гарантийный срок указывается в договоре купли-продажи или в договоре на оказание услуг. Если в течении гарантийного срока в товаре или услуге произошел дефект, то в рамках гарантийных обязательств продавец должен исправить этот дефект за свой счет.
Срок исковой давности – это период времени, в течение которого лицо может обратиться в суд с заявлением о защите своих прав. Срок исковой давности обычно регламентируется законом и зависит от типа правонарушения. Если истец обратится в суд после истечения срока исковой давности, то суд может взять иск на рассмотрение, но ответчик имеет право возражать против этого по основанию пропуска срока исковой давности.
Для правильного разграничения гарантийного срока и срока исковой давности в рамках договора аренды важно рассмотреть следующие моменты: — если арендатор пропустил срок исковой давности, он уже не сможет требовать восстановления своих прав в судебном порядке; — если арендодатель не исполнял свои обязанности в рамках гарантийного срока, он не может отказываться от исполнения своих обязательств на основании пропуска гарантийного срока.
Поэтому в случае пропущенного срока исковой давности крайне важно проконсультироваться с юристом, для того чтобы правильно разобраться в конкретной ситуации и определить возможные варианты решения проблемы.
#3666892 2025-04-08 20:21:22Артемьев Ярослав Юрист,
Москва На сайте: 1913 дняОтветов: 5193 Рейтинг: 10
- Статья 616 Гражданского кодекса Российской Федерации «Гарантийный срок»;
- Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации «Сроки исковой давности»;
- Статья 197 Гражданского кодекса Российской Федерации «Начало исковой давности».
Гарантийный срок отличается от срока исковой давности тем, что первый устанавливается сторонами договора и предусматривает исправление недостатков товара либо услуги, а второй устанавливается законодательством и определяет период, в течение которого лицо может предъявить иск в суд в защиту своих прав. В приведенном примере, если не пропущен гарантийный срок, заказчик может обратиться к исполнителю с требованием об устранении недостатков товара или услуги. При разграничении данных сроков необходимо учитывать условия договора и законодательство, которые устанавливают сроки действия гарантийного и искового порядка.
#3963363 2025-04-08 20:21:22В работе БесплатныйГорячая линияБЕСПЛАТНАЯ консультация! Звоните!Консультируйтесь с юристом онлайн
к содержанию ↑Конкурентное преимущество Что такое гарантийный срок и почему он так важен
В одном фантастическом рассказе описывается мир, состоящий из чрезвычайно непрочных вещей. Очки в нем быстро тускнеют, часов хватает на один завод, типографская краска испаряется из книг через неделю, оставляя абсолютно пустые страницы. Так авторы представляли себе общество будущего, в котором производители для увеличения объемов продаж специально ухудшают качество продукции, провоцируя потребителей на постоянное обновление обстановки, гардероба и всего комплекса бытовой техники.
К слову сказать, производство прочных вещей там было запрещено федеральным законом.
Действительно, в некоторых отраслях современного производства такой подход может быть экономически оправдан. Так, например, мобильные телефоны потребители зачастую меняют чаще, чем того действительно требует развитие технологий. Моды в области компьютерной графики, получения и обработки фото- и видеоизображений диктуют необходимость постоянного обновления техники.
Так, никто не дает на компьютер
пожизненной гарантии, ведь уже по прошествии года пользователь захочет заменить те или иные комплектующие на новые.
Совсем другой подход требуется при покупке холодильников, газовых плит, стиральных машин. Такие вещи каждый год не меняют, к ним потребитель предъявляет повышенные требования по качеству и сроку службы. И здесь мы упираемся в вопрос гарантии.
Какую гарантию получает покупатель, приобретая товары длительного пользования?
к содержанию ↑Такая разная гарантия
Зачастую потребитель интересуется продолжительностью гарантии, а не тем, кто ее предоставляет. Между тем, совершенно зря, ведь закон «О защите прав потребителей» подразумевает как минимум два основных вида гарантии — гарантию продавца (обычно ее называют магазинной гарантией) и гарантию изготовителя.
Магазинная гарантия обычно гораздо короче, а на практике к тому же зачастую означает простое перенаправление потребителя на телефон мастерских самого производителя, либо его представителя. Кроме того, иногда магазины предоставляют платное дополнительное сервисное обслуживание. В отличие от гарантии, кстати, такое сервисное обслуживание зачастую не подразумевает бесплатной транспортировки товара до мастерской.
Гораздо лучше защищает потребителя гарантия изготовителя. Во-первых, у известных изготовителей, в отличие от магазинов, гораздо больше сервисных центров. Во-вторых, в эти центры покупатель сможет обратиться напрямую.
В-третьих, гарантия изготовителя обычно гораздо продолжительнее магазинной. Так, если в магазине гарантийный срок часто измеряется неделями, но производители товаров измеряют гарантию годами.
Конкурентное преимущество Что такое гарантийный срок и почему он так важен
В одном фантастическом рассказе описывается мир, состоящий из чрезвычайно непрочных вещей. Очки в нем быстро тускнеют, часов хватает на один завод, типографская краска испаряется из книг через неделю, оставляя абсолютно пустые страницы. Так авторы представляли себе общество будущего, в котором производители для увеличения объемов продаж специально ухудшают качество продукции, провоцируя потребителей на постоянное обновление обстановки, гардероба и всего комплекса бытовой техники.
К слову сказать, производство прочных вещей там было запрещено федеральным законом.
Действительно, в некоторых отраслях современного производства такой подход может быть экономически оправдан. Так, например, мобильные телефоны потребители зачастую меняют чаще, чем того действительно требует развитие технологий. Моды в области компьютерной графики, получения и обработки фото- и видеоизображений диктуют необходимость постоянного обновления техники.
Так, никто не дает на компьютер
пожизненной гарантии, ведь уже по прошествии года пользователь захочет заменить те или иные комплектующие на новые.
Совсем другой подход требуется при покупке холодильников, газовых плит, стиральных машин. Такие вещи каждый год не меняют, к ним потребитель предъявляет повышенные требования по качеству и сроку службы. И здесь мы упираемся в вопрос гарантии.
Какую гарантию получает покупатель, приобретая товары длительного пользования?
Следующая