Утерян чек о покупке: каким образом покупатель может произвести возврат товара в магазин в течение действия на данное изделие гарантийного срока
Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей декларирует правомерность возврата в магазин купленного здесь ранее товара даже в том случае, если покупатель не может предоставить соответствующий чек.
При этом речь идет как о товарах, в которых впоследствии покупатель обнаружил брак, так и об абсолютно качественной продукции, не подошедшей потребителю по тем или иным личным причинам.
Законодательная база вопроса возврата товара в магазин
Правовое регулирование вопросов, связанных с возвратом гарантийного товара в магазин по инициативе покупателя, осуществляется такими нормативными актами, как:
- Закон «О защите прав потребителей» (ФЗ № 2300-1 от 07 февраля 1992 года), а именно: статьи 18, 25;
- статья 493 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пояснениям к нормам в указанных документах, отсутствие чека об оплате не является аргументированной причиной для продавца отказывать клиенту в требовании произвести возврат. Помимо чека, покупатель вправе предоставить иной альтернативный документ, подтверждающий факт приобретения того или иного образца продукции.
В данных нормативных актах также приводятся общие требования к процедуре возврата без чека, инициированной покупателем.
к содержанию ↑Как вернуть товар в магазин по действующей гарантии без чека о покупке
Без чека на руках российский потребитель имеет право обращаться к продавцу с требованием о возврате или замене товара в случаях:
- если купленное изделие дало сбой в течение гарантийного срока;
- если вещь не подошла потребителю по личным субъективным и объективным причинам.
В зависимости от оснований обращения (поломка в течение срока действия гарантии или же возврат товара надлежащего качества), процедура подачи обращения предполагает ряд важных нюансов, в том числе касательно сбора подтверждающих документов. Рассмотрим основные нормативные рекомендации для обоих случаев.
к содержанию ↑Возврат товара надлежащего качества
Согласно положениям Закона «О защите прав потребителей», 14 дней отводится покупателям на реализацию возврата или обмена приобретенного товара, качество которого не вызывает претензий. Аналогичный срок дается для возврата при отсутствии чека об оплате.
По закону изделие, возврат которого инициирует покупатель, должно соответствовать следующим характеристикам:
- не быть в эксплуатации;
- не потерять свои технические свойства;
- сохранить элементы маркировки: заводские пломбы, ярлыки, наклейки и пр.
Для того чтобы произвести возврат товара надлежащего качества при отсутствии чека, покупателю изделия следует обратиться в торговую точку с письменным заявлением, содержащим:
- реквизиты магазина;
- информацию о покупателе и контактные данные;
- сведения о покупке: информацию об изделии, дату и обстоятельства;
- причины, по которым клиент инициирует возврат (несоответствие ожидаемым техническим характеристикам, цветам, комплектации и пр.);
- описание непосредственных требований покупателя:обмен товара или полное возмещение денежных средств.
- перечень доказательств, которые могут подтвердить факт покупки товара:паспорт или иная техническая документация на изделие, упаковка, показания очевидцев, выписки состояния карточного счета (при оплате в безналичной форме), видеозапись камер наблюдения в торговой точке (в случае, если магазин предоставит доступ);
- дату и подпись составления заявления.
Продавец торговой точки не имеет права проигнорировать данное клиентское обращение, поступившее в 14-дневный срок, если покупателем соблюдены все требования касательно сохранности и технических характеристик изделия.
В противном случае с заявлением о нарушении в обслуживании гражданин имеет право обратиться в ведомство по защите прав потребителей.
к содержанию ↑Если купленный товар оказался бракованным
Право на возврат товара в течение гарантийного срока при обнаружении в его свойствах технического дефекта также закреплено действующим законодательством. И также отсутствие чека о покупке не является основанием для отказа в возврате бракованного изделия.
Процедура возврата дефектного товара заключается в следующих действиях:
- покупатель, обнаруживший сбой в работе изделия, должен убедиться в том, что срок гарантии еще действителен;
- обращение в точку реализации данного образца продукции для изложения проблемной ситуации: особенностей выявления брака и требований обмена или возмещения средств за покупку;
- написание претензионного заявления, излагающего суть обращения: здесь нужно подробно описать обстоятельства приобретения товара, причину отсутствия чековой документации, а также зафиксировать обнаружение сбоя в работе изделия. В части реализации требований по замене или возврату товара следует указать конкретные сроки;
- при отсутствии чека об оплате товара, в работе которого выявлен дефект, покупатель должен предъявить альтернативные документы, служащие доказательством факта сделки с магазином (могут быть использованы те же документы, что и при возврате товара надлежащего качества).
Магазин, к которому выдвигается претензия о качестве товара, может инициировать проведение технической экспертизы причин возникновения неполадок.
В данном случае реализация требований покупателя может осуществляться исключительно по итогам проверки.
Следующая