11 секретов опытных водителей: в автошколе такому не учат
«За рулем» рассказывает о нескольких водительских приемах, которые сделают из вас профессионала, даже если вы водите уже не первый год.
Речь идет не только о безопасном вождении, но и о том, как с максимальным комфортом для себя и пассажиров добраться из одной точки в другую, потратив при этом минимум усилий, нервов, времени и денег.
Такому в автошколе точно не учат. Эти знания приходят лишь с опытом, по принципу: чем чаще садишься за руль, тем больше полезных навыков приобретаешь.
Что надо видеть в зеркалах
Как бы банально это ни звучало, но прежде всего следует правильно настроить рабочее место водителя. Посадка за рулем влияет на массу вещей: обзорность, время и точность реакции в экстренной ситуации, самочувствие водителя и многое другое. Неправильно сел, и вот уже через полчаса поездки заныла спина или начала неметь нога.
Потратьте пару минут на регулировки зеркал, водительского кресла и рулевой колонки. Вот какая посадка считается верной :
- продольная регулировка кресла: установите сиденье в такое положение, чтобы при полностью нажатой педали тормоза нога оставалась слегка согнутой в колене;
- наклон спинки и положение руля по вылету должны быть такими, чтобы вытянутые руки касались верхней части руля запястьями;
- ось рулевой колонки в идеале должна быть направлена в район грудной клетки водителя. При этом рулевое колесо не должно перекрывать приборный щиток;
- в боковых зеркалах должно быть видно заднее крыло вашего автомобиля. Горизонт — чуть ниже середины зеркала.
При таком положении рук на руле время реакции водителя в экстренной дорожной ситуации минимально, а действия максимально точны. Вождение одной рукой и прочие варианты хвата (к примеру, когда ладони лежат на спицах руля внутри обода) потенциально опаснее.
к содержанию ↑В большом городе
- Всегда помните, что даже если вы едете в правой полосе, между вашей машиной и бордюром может попытаться пролезть какой-нибудь безответственный водитель, чтобы опередить вас. Совет простой: ехать на таком расстоянии от края дороги, чтобы справа от вас физически не смог поместиться автомобиль . Это позволит вам меньше отвлекаться на правое зеркало и сконцентрироваться на обстановке впереди.
- При повороте направо или налево, даже если вы совершаете этот маневр из крайнего ряда, не лишним будет взглянуть в зеркало заднего вида со стороны поворота. Сзади может оказаться попутный мотоциклист, который движется быстрее вас и вовсе не планирует поворачивать. А еще при повороте налево убедитесь, что сзади по встречной полосе вас не нагоняет автомобиль со спецсигналами.
Водитель этого VW Golf планирует повернуть направо из правой полосы. Однако ее ширина позволяет двигаться в два ряда. Что если таксист поедет прямо?
- Выезд из двора направо – казалось бы, плевое дело. Посмотрел налево, уступил дорогу и выезжай себе спокойно. Но не все так просто. В некоторых случаях Правила допускают движение задним ходом (даже по дороге с односторонним движением). Так что, выезжая направо, смотреть нужно и налево, и направо . Чтобы не приехать в корму автомобиля, водитель которого прозевал поворот и теперь возвращается задним ходом. Или объезжает таким образом пробку (и такое бывает).
- Вы приближайтесь к перекрестку, включили правый указатель поворота и планируете повернуть направо. Но за несколько метров до перекрестка с прилегающей территории выезжает другой автомобиль. Его водитель увидел, что вы включили поворотник, и принял это за намерение повернуть на прилегающую территорию. Решив, что траектории ваших машин не пересекутся, он вполне может начать движение. Так что не включайте поворотник заранее, если это может ввести в заблуждение других участников движения. Об этом даже в ПДД написано, но мало кто об этом помнит.
А еще есть в Правилах вот такой пункт:
к содержанию ↑14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.
На трассе или скоростной дороге
За городом тоже немало потенциальных опасностей. Вот лишь несколько характерных примеров:
- Если поток плотный, а скорость движения высока, нелишним будет видеть и то, что происходит перед впереди идущей машиной. Для этого достаточно сместиться чуть левее в пределах полосы. Вы заранее увидите возникшее препятствие, и торможение машины перед вами не станет неожиданностью.
- Допустим, вы едете по трассе с высокой скоростью и замечаете впереди затор. Самое безопасное в такой ситуации – тормозить заранее, включив при этом аварийку. Это привлечет внимание водителей позади вас. А если не помогло и водитель позади не реагирует на ваши предупреждения, не начинает замедляться, лучше сместиться на обочину , оставив ему чуть больше места на дороге для экстренного торможения.
- Догнали медленно плетущийся грузовик и теперь ждете, пока освободится встречка, чтобы совершить обгон? Не прижимайтесь к большегрузу слишком близко. Перед маневром лучше держать дистанцию побольше (2-3 корпуса легкового автомобиля) – это улучшит обзор и позволит вам начать ускорение заранее, еще до выезда на встречную полосу. Таким образом вы сократите время пребывания на встречке во время обгона.
- Нелишним будет разузнать, что означают те или иные неформальные сигналы водителей. Впрочем, в большинстве случаев достаточно знать, что включенный левый поворотник на едущем впереди грузовике означает, что обгонять его нельзя, а правый – встречка свободна. Эти знания особенно пригодятся в пути во время непогоды, когда видимость ограничена. Кстати, о ней…
«За рулем» неоднократно проводил сравнительные тесты фар. Для примера, ближним светом Лада Веста SW Cross «дотянулась» до конуса, стоявшего на 130‑метровой отметке! А дальний иссяк только к 290‑метровой вешке. Однако нужно учитывать и форму светового пятна.
Препятствие на левой стороне дороги водитель заметит в последний момент.
Едете по ночной дороге – выбирайте такую скорость, чтобы успеть затормозить, вплоть до полной остановки на расстоянии, которое высвечивают фары. Смысл в том, чтобы вам хватило тормозного пути, если заметите препятствие на дороге. Как определить безопасную скорость? Все просто.
Скорость реакции водителя на возникшую опасность: от 0,3 до 1,5 с, плюс время на перенос ноги с педали акселератора на тормоз – еще 0,5 с. Среднестатистический ближний свет галогенок высвечивает порядка 80 м дороги. Дальний – около 200 м.
При скорости 90 км/ч автомобиль преодолевает 25 м в секунду. Таким образом, до начала торможения вы можете проехать 50 м, и оставшихся тридцати метров для полной остановки вам, скорее всего, не хватит. Так что разрешенный скоростной лимит совсем не подразумевает, что ехать с такой скоростью ночью безопасно. По крайней мере, с ближним светом фар.
Не все правила прописаны в ПДД — сознание этого приходит с опытом. Если хотя бы часть наших советов вы вовремя вспомните и примените за рулем, на дорогах станет еще чуточку безопаснее, культурнее и спокойнее.
Фото: «За рулем» и depositphotos .com
Подпишитесь на «За рулем» в
к содержанию ↑17 советов начинающим водителям
1. Упражнения для новичков.
Начинающим водителям очень сложно преодолеть страх и научиться быстро чувствовать машину. Чтобы набрать небольшой опыт, в этом следует выполнять различные не сложные упражнения. Такие как, парковка задним ходом между двух препятствий и удерживание автомобиля в наклонном положении только с помощью газа и сцепления.
Каждому новичку не раз пригодятся такие навыки “на большой дороге”.
2. Продумывайте маршрут.
Собираясь в поездку, обязательно изучите карту своего пути, уделяя большое внимание прилегающим улицам, и старайтесь запомнить их названия. Рекомендуется проехать интересующий маршрут с инструктором, либо с водителем, имеющим достаточный стаж вождения, чтобы он смог прокомментировать вам дорожные условия и наличия каких – либо недостатков. Выделите несколько выходных своих дней для изучения часто проезжающих вами маршрутов и проштудируйте их на практике, обращая внимание на дорожные знаки, лучший способ перестроения и т.д.
Это поможет чувствовать себя увереннее за рулем в будние дни без помощников.
3. Уверенность в себе — гарантия успеха.
В первую очередь, прежде чем сесть за руль автомобиля, следует быть спокойным и выдержанным — ничто не должно вас беспокоить во время поездки. Ни в коем случае не садитесь за руль, если чувствуете какие-либо недомогания. Как только вы завели свой автомобиль, настройте зеркала, устройтесь поудобнее, пристегнитесь и…в добрый путь! Каждый начинающий водитель и не только, боится поцарапать свою или чужую машину.
Рекомендуется не жалеть денег на оформление страховки. Если у вас подержанный автомобиль, будет достаточно оформить только гражданскую ответственность. После оформления страховки вы не будете “шарахаться” от мимо проезжающего лихача или бояться зацепить чужую машину.
4. Все начинали с «чайников».
Не каждый новичок готов признать себя “чайником”. Но не боитесь носить этот титул! Каждый автолюбитель, каждый профессиональный водитель, даже пилоты «Формулы- 1» когда-то были на вашем месте. Чтобы избежать множества проблем и облегчить себе вождение по городу, установите на стекле заднего вида желтый восклицательный знак.
Это предупредит других участников движения, что перед ними «молодой» водитель. Они будут снисходительно относиться к вашим ошибкам, не будут подпирать вас сзади, будут пропускать при перестроении, не станут сигналить вам на светофорах, если вы замешкались при трогании.
5. Не спешите.
Чтобы стать профессиональным водителем, надо обладать двумя важными качествами — это осмысленность действий за рулем и спокойствие. Помните никогда не надо суетиться за рулем и не паниковать. Если вы заглохли, спокойно заводите своего «железного коня».
Не получилось? Обязательно включите аварийные сигналы. Не подавайтесь провокациям, сзади сигналящим и поторапливающим водителям. Соблюдайте спокойствие.
6. Больше практики.
Сдача экзаменов в ГИБДД и получение водительского удостоверения — это только первое начало водительской учебы. Прежде чем вклиниваться в интенсивное городское движение, надо изучить характеристики вашего транспортного средства. Научиться чувствовать габариты автомобиля, отработать троганье на горизонтальной и наклонной поверхности, отработать движение задним ходом, маневрирование, развороты и экстренное торможение.
Для практики подойдет утреннее время, когда на дорогах мало машин, либо выходные дни.
7. Правильная самооценка.
Ошибочно мнение некоторых женщин, что природа позволяет им совершать ошибки на дорогах и мужчины всегда им должны во всем уступать. На дороге все абсолютно равны, нет разделения на слабый и сильный пол! Помните это! Никакая дорогостоящая модель автомобиля, не делает его обладателя профессиональным водителем. На дорогах нужно уважать друг друга и соблюдать правила дорожного движения.
Только это сможет снизить процент смертей и аварий на дорогах.
8. Соблюдай спокойствие водитель.
Каждый водитель должен иметь самообладание и полный контроль своих эмоций. Быть спокойным за рулем не означает расслабленность и заторможенность реакции. Спокойствие – это залог успешной езды! Не паникуйте, если вам сигналят звуком или мигают светом фар, соблюдайте бдительность и осторожно выполняйте свой маневр.
Следует выработать и убедить в себя в том, что подобные действия вызваны только, привлечь ваше внимания, напомнить, что на дороге помимо вас есть и другие участники дорожного движения. На дорогах возникают ситуации с использованием нецензурной брани и обидных жестов, будьте невозмутимы и не вступайте в перебранку с такими малообразованными людьми. К хорошему это не приведет, а вам еще надо продолжать свой маршрут на автомобиле.
9. Минимум перестроений на дороге.
Начинающему водителю следует минимизировать перестроения на дорогах с плотным потоком транспорта. Заняв ряд, не стоит метаться из одного ряда в другой. Лучше всего целенаправленно вести автомобиль в заданном направлении, соблюдая интервал и дистанцию.
Все маневры следует совершать правильно и плавно. Остальные участники движения должны быть вовремя оповещены о ваших запланированных действиях. Главный информатор для них служит включение поворотного сигнала, чтоб избежать казусов на дороге включайте его заблаговременно до выполнения поворота.
10. Уважение.
Быть вежливым на дороге очень важно, но к сожалению дисциплинированных и культурных водителей в наше время становится все меньше и меньше. Не создавайте сами конфликтных ситуаций и не поддерживайте их. Очень часто при перестроении невежливые водители не дают возможности другим влиться в плотный поток транспорта.
Если вам уступили дорогу, то обязательно мигните аварийными сигналами. Этот знак будет означать вашу благодарность уступившему дорогу водителю. Изучите сигналы водителей и сами стремитесь облегчать вождение автомобиля остальным участникам дорожного движения.
11. Внимание – пешеходы.
В большинстве случаев при ДТП с участием пешеходов виноват сам пешеход. Но доказать его вину очень часто почти невозможно и наказание несет водитель. Пешеход не воспринимает автомобиль как серьезную опасность для своего здоровья.
Он не задумывается, что автомобиль сразу невозможно остановить. Особенно присуще это в холодной период времени. Увидев пешехода, проинформируйте его о своем приближении, моргнув фарами или звуковым сигналом.
Следует помнить, что пешеходы зачастую – это слепые и глухие люди, старики или люди, имеющие другие отклонения в здоровье, которые не воспринимают световой или звуковой сигнал как приближение вашего автомобиля. Притормозите, дайте человеку возможность перейти дорогу и со спокойной душой продолжайте свое движение дальше.
12. Скажем игрушкам НЕТ!
Не рекомендуется украшать свою машину разными наводящими красоту атрибутами. Они лишние и бесполезные в автомобиле, к тому же существенно сужают ваш пространственный обзор. Они сильно снижают вашу концентрацию на дороге и заставляет отвлекать ваше внимание.
Так же следует сказать про наклейки заднего стекла. Не стоит обклеивать стекло заднего вида различными указателями, «туфельками» и прочими атрибутами, указывающими, что вы начинающий водитель. Для того, чтобы сообщить всем о вашем малом опыте за рулем, достаточно одного желтого знака.
Во время поездки ничто не должно отвлекать вашего внимания от дороги, т.к. ситуация на дорогах изменяется каждую секунду.
13. Дети в машине.
Начинающему водителю не стоит перевозить ребенка. Ваше внимание должно быть сосредоточенно исключительно на дороге, а нахождение ребенка в автомобиле будет только отвлекать от процесса управления автомобилем.
14. Друзья.
Начинающим водителям не рекомендуется брать с собой в дорогу друзей и подруг. Замечания, шутки и прочие комментарии приятелей будут только отвлекать водителя от дороги.
15. Отключаем мобильные телефоны.
Во время поездки начинающему водителю автомобиля рекомендуется отказаться от разговоров по мобильному телефону даже при наличии специальной гарнитуры, не требующей определенных движения для принятия звонков. Если на звонок нужно обязательно ответить или же совершить вызов, не рискуйте — припаркуйтесь у обочины и только после этого ведите разговор по мобильному телефону.
16. Полезные вещи в автомобиле.
Прежде чем отправиться в поездку, убедитесь, что в машине присутствуют вещи только действительно необходимые. Обязательно должна находится карта города, полностью заряженный мобильный телефон, медицинская аптечка, минимальный набор инструментов (домкрат, буксировочный трос, насос, запасное колесо, огнетушитель), а также наличие денег.
17. Не повторяйте чужие ошибки.
Зачастую начинающие водители перенимают агрессивный стиль вождения автомобиля от тех, кто любит подрезать, трогаться по-спортивному, а также использует резкое торможение. Необходимо отметить, что именно из-за таких лихачей растет процент аварийности. Не стоит повторять чужие ошибки, ведь отвечать за свои проступки придется именно вам.
Как научиться не бояться водить?
Поездки на автомобиле превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека. Но, попав однажды в аварию, многие начинают испытывать страх, когда возникает необходимость куда-то ехать за рулём. С такой проблемой очень часто сталкиваются и выпускники автошкол, считая себя недостаточно опытными.
Неуверенность в себе, панические атаки – это лишь малая часть того, с чем могут столкнуться люди, которые боятся ездить на своей машине. Чтобы преодолеть волнение, нужно разобраться в основных причинах его появления, а так же понять, кто чаще всего поддаётся панике.
к содержанию ↑В чем истоки страха вождения?
Страх водить у новичка может появиться из-за ответственности, которая безоговорочно падает на его плечи. Иногда, кажется: вокруг столько опытных водителей, а вдруг из-за неправильных действий не удастся избежать столкновения и порчи чего-то имущества, или пострадают пассажиры. В такие моменты возникает мысль, что нужно отказаться от идеи самостоятельно ездить за рулём.
Но не нужно торопиться с выводами!
к содержанию ↑Неуверенность в себе
- обгоны;
- перемещение с одного ряда в другой;
- левые повороты;
- нестандартные ситуации.
Последствия аварии
- негативные изменения физиологических, эмоциональных реакций;
- генерализованное тревожное расстройство;
- навязчивые воспоминания;
- панические атаки;
- депрессия;
- агрессия.
Получить водительские права в Москве
Обучение на категории А и В в удобное время и кратчайшие сроки!
Длительный перерыв так же станет причиной такой фобии. Сомневаться – это естественно для каждого человека. В некоторых моментах, сомнения являются полезными.
Они развивают чувство осторожности в первое время. Как показывает практика, навыки вождения очень быстро восстанавливаются и даже улучшаются. Но необходимо перебороть себя и заставить сеть за руль.
Иногда страх ездить на машине вызывают посторонние психологические проблемы. Он является симптомом разных расстройств аффективного характера, которые влияют на поведенческую реакцию и мышление. Помимо этого, многие люди относятся к себе слишком требовательно.
Они думают, что недостаточно подготовлены, боясь даже подойти к автомобилю или начать практическое обучение. Но с тревогой можно справиться, если приложить немного усилий и осознать истинную причину.
к содержанию ↑Как избавиться от страха садиться за руль
Чтобы узнать, как не бояться водить, для начала нужно признать свой страх. Затем необходимо действовать: чаще самостоятельно ездить, изучать принципы работы автомобильного механизма, брать дополнительные уроки у инструктора, посетить курсы вождения в экстремальных условиях. Чувство комфорта даёт и построение будущего маршрута, особенно, если он незнакомый.
Это так же позволит заранее ознакомиться с наиболее оживлёнными участками трассы, сложными поворотами. Морально подготовленный к стрессу человек, выбирает правильную стратегию для своих действий.
Изучите машину
Поддаться панике способен каждый автовладелец, даже самый опытный. Обычно, это происходит, когда на приборной панели загораются странные лампочки или машина отказывается заводиться. Современные марки оснащены электроникой, и людям, которые полжизни проездили на старых моделях, сложно перестроиться.
И это стандартная ситуация, с которой сталкиваются практически все! Многие выпускники автошкол не до конца понимают, зачем нужно менять моторное масло. Они не знают, куда вливать стеклоочиститель, как поменять спущенную шину. По мере эксплуатации транспорта таких вопросов появляется масса! После приобретения личного автомобиля, лучше тщательно изучить его устройство и разобраться в принципах работы.
Здесь поможет инструкция по эксплуатации. При желании, ответы на возникшие вопросы можно найти в интернете. Разобравшись, как включаются фары, активируются «дворники», настраивается радио, какие есть режимы управления, кокой бензин заливать, появится внутренняя уверенность.
Знание самых элементарных фактов про свою машину, подскажет, как не бояться за рулём ездить несколько часов подряд. Умение проводить простейшие ремонтные работы на отдалённых участках трассы поможет избежать паники в случаи непредвиденных поломок.
к содержанию ↑Разберитесь в причинах страха
Важно понимать, что страх – это всего лишь инстинкт самосохранения, который никуда не денется и не угаснет в голове. Он присутствует практически у всех людей: чем взрослее человек становится, тем больше у него появляется страхов. Но каждый в силах предпринять меры, которые позволят побороться с ним и осознать: проблема не такая большая, как кажется.
На трассе можно встретить водителей разных категорий. Они отличаются не только по количеству наезженных часов, но и по полу, возрасту, физической комплектации, характеру. Поэтому стоит смело перешагнуть через надуманный барьер и начинать браться за дело.
А если фобия не проходит и не получается не волноваться за рулём, эксперты советуют нанять инструктора и попросить его составить компанию в поездке. Это поможет обрести уверенность в своих силах. Однако с ним когда-то придётся расстаться.
Категории водителей | Причины волнения | Методы, позволяющие справиться с фобией |
Новичок | Неуверенность в своих силах, страх аварии, восприимчивость к насмешкам | Развивать навыки, ездить с опытными пассажирами, заранее составлять маршрут, дополнительные уроки у инструктора. |
Водитель, который побывал в ДТП | Страх новой аварии, смерти, боли | Совершить пробную поездку, постепенное привыкание к автомобилю, дороге. |
Человек с длительным перерывом | Потеря навыков | Вспомнить правила дорожного движения, воспользоваться рекомендациями для новичков. |
Женщина | Неуверенность, боязнь аварии | Изучить принцип работы машины, разобраться в простейших навыках ремонта, сделать обстановку в салоне более комфортной. |
Лица, которые страдают амаксофобией | Вызывается психическим расстройством или является наследственной. | Визит к психотерапевту. |
Таблица 1. Основные причины тревоги
- Люди с повышенной эмоциональной возбудимостью. Для них любой нестандартный случай – это источник острой реакции. Им сложно контролировать свои эмоции.
- Лица с замедленной реакцией. В народе их называют «тормозами». Они не способны быстро и грамотно отреагировать на внешние изменения.
- Человек с расстройством внимания. У него отсутствует концентрация на чем-либо, ему сложно сосредоточиться, должным образом проконтролировать ситуацию на дороге. Его очень легко отвлечь.
Практические советы
- Попытаться не сталкиваться с лишними стрессами. Во время поездки за рулём нужно максимально концентрироваться на дороге, а не на каких-то неприятных ситуациях.
- Стараться не переутомляться. Сонливость, рассеянность являются причиной большинства аварий. Когда сознание понимает, что оно не способно контролировать ситуацию, впадает в панику.
- Включить негромкую бодрящую музыку. Она должна быть приятным фоном, а не вызывать агрессию, чрезмерное расслабление, печаль.
- Если поездка предстоит в первой половине дня или в обеденные часы, то лучше выпить чашку крепкого кофе, чёрного чая. Но не стоит переусердствовать, ведь кофеин способен вызвать спутанность сознания, заторможённую реакцию, учащённое сердцебиение.
- Прежде, чем тронутся с места, желательно представить свою цель и связать её с приятными эмоциями. К примеру, встреча с другом, родными, получение зарплаты.
- Ездить с партнёром. Поездка с другом/подругой, мужем/женой – это хорошая компания для первых путешествий. Нет ничего ценнее, чем поддержка от близкого человека.
- Стараться не превышать скоростной режим. Неспешная езда помогает избавиться от страха самостоятельного вождения. При необходимости можно отстать от общего потока транспорта, чтобы своевременно увидеть опасную ситуацию. Только с помощью грамотной оценки получится уклониться от аварии.
«Я боюсь садиться за руль. Что делать?»: советы автоинструктора и психологов
к содержанию ↑Хочется отпустить руль и закрыть глаза. Наверняка знакомое состояние для начинающих водителей. Первый выезд в город в автошколе, первый выезд на трассу, первая поездка без инструктора уже с правами на руках – все это вселяет страх в новичка.
Однако с боязнью вождения сталкиваются и опытные водители – например, после ДТП. Как справиться с фобией и что делать, если паника охватила за рулем? Разбираемся с автоинструктором и психологами в материале.
Почему мы боимся сесть за руль?
Амаксофобия, или боязнь вождения, считается одной из 10 самых распространенных фобий. Чаще всего со страхом сесть за руль сталкиваются новички, например, когда впервые садятся на водительское сидение в автошколе. И этот страх – абсолютно нормальный, говорят психологи.
«Люди говорят, что они боятся садиться за руль. Все потому, что они попадают в очень серьезную обстановку, ведь они могут какой-то вред принести имуществу, физическому здоровью, своему, других людей – им это страшно. Действительно это страшно.
Вождение автомобиля – деятельность высокой степени ответственности. Такая всегда сопровождается тревогой. Что это? Это нормальный страх, нормальная тревога, связанная с освоением и адаптацией в этой деятельности», – отмечает психолог Вера Высоцкая.
Инструктор автошколы «Главная дорога» Владимир Парфиров сравнивает страх первой поездки курсантов с тревогой при устройстве на работу или волнением перед большой вечеринкой – и там, и там, человек сталкивается с неизвестностью – она-то его и пугает.
к содержанию ↑«Люди боятся не самой дороги, на самом деле, а нового и неизвестного. Допустим, если вы устраиваетесь на работу – вам неизвестно, что там будет, и вы волнуетесь и боитесь. Или вас пригласили на огромную вечеринку, где 300 гостей, и вы никого не знаете – заходите в огромный зал, а там все люди ходят такие красивые все во фраках.
Какое у вас будет состояние? Шок, не знаете, куда податься, коленки трясутся. На дороге такая же суть. Едем в город – человек выезжает и не знает, что там будет.
Он боится».
Бояться – нормально. Главное, не давайте страху овладеть вами
По словам экспертов, бороться с этим страхом не нужно. Его надо принять и суметь пережить.
«Нужно признать, что это страшно, признать, что это будет тревожно, трудно, что это серьезный вызов, но он нам подходит. Затем – бояться и делать. Если у начинающего водителя есть уже какие-то знания, навыки – ему будет проще, так как чем более мы компетентны, тем более плавно мы адаптируемся.
Это снижает тревогу. Если люди испытывают тревогу и у них случается нарушение адаптации – они склонны воспринимать свою тревогу как что-то неадекватное и враждебное. Из-за этого их состояние становится еще хуже.
Здесь нужно действовать ровно наоборот: признать свою тревогу, научиться проживать ее. Как известно, стрессоустойчивость – это не когда люди не ощущают тревогу, а когда они умеют ее переживать», – добавляет психолог Высоцкая.
Также для начинающих водителей важна поддержка, говорит эксперт. В первую очередь, от самого себя – нужно уметь себя поддержать и настроить на позитивную волну. Еще одна поддержка новичку – опытный автоинструктор.
При этом у него должны быть не только водительские навыки, но и психологические компетенции. Если вы уже получили права и садитесь за руль без инструктора, попробуйте ездить первое время с тем, кому доверяете и кто вас не раздражает.
Сами автоинструкторы считают, что основной способ смириться со своим страхом – практика.
к содержанию ↑«Страх не переборешь. Все боятся, всем очень страшно. Не бывает людей, которые вообще ничего не боятся.
Опасность за свою жизнь – это нормально. Страх может перейти в фобию – с ней можно справиться только постоянной практикой. Вы начинаете много ездить, это входит в привычку.
Многое зависит от того, сколько вы ездите. Есть те, кто ездят постоянно по одному и тому же маршруту – от дома до работы и обратно. Они привыкают к этому маршруту, чувствуют себя спокойно.
Но и то до определенной ситуации – что-то экстренное произойдет, и человек теряется. А если ему скажут еще и в другое место ехать – человек опять мандражирует. У него новая ситуация, снова неизвестность.
Чем вы больше ездите, тем больше вы знаете и больше у вас опыта – вы с ситуацией справляетесь проще. Как в любой работе – дают новую работу, она трудно дается, вы переживаете. Когда вы не знаете дорожную сеть – начинаете волноваться.
Когда все знаете – зачем уже волноваться», – делится инструктор Владимир Парфиров.
Опытные тоже боятся
При этом со страхом дороги сталкиваются и опытные водители. Чаще всего боязнь вновь дает о себе знать после ДТП – отмечает автоинструктор:
«У меня была курсантка. Она после ДТП вообще не могла ездить, всего боялась. Брала у меня дополнительное вождение.
Мнение экспертаМорозов Андрей ВладиславовичСпрашиваю, почему так. Она говорит, что до ДТП очень хорошо ездила, ничего не боялась, даже, видимо, очень безбашенно ездила. Потом, когда в аварию попала, поняла, что так ездить больше нельзя.
То есть, если бы она не попала – она бы так и продолжала бы ездить.
Как опытный водитель скажу: в ДТП попадаешь – очень неприятно. Ты к этому никогда не привыкнешь. Каждый раз будет дискомфорт при том же оформлении ДТП, общении с сотрудниками ГИБДД или второй стороной.
Если легкое ДТП – ничего страшного. Главное, чтобы все были живы. К этому нужно стараться спокойно относиться.
Если ДТП сложное, и вы не можете сами справиться со страхом – лучше обратиться к специалистам. Никакие советы наши уже не помогут».
Психолог Вера Высоцкая рекомендует также не бороться со страхом после ДТП, а попробовать смириться с ним и снова сеть за руль. В сложных ситуациях лучше обратиться к специалистам.
к содержанию ↑«Люди пережили острое кризисное событие, это травма. И бояться в этом случае, опять же, нормально. Если есть сопротивление, если есть желание, чтобы этого больше не повторялось, – это может быть защитный механизм с одной стороны, с другой – ограничение по жизни.
С этим не надо бороться – это надо воспринимать, как обострение кризиса, как любые ошибки в жизни людей. Ошибки могут быть серьезными – надо уметь проживать ошибки».
Да, я боюсь сесть за руль. Что делать?
Если вы все-таки сели за руль, перед поездкой вспомните – для чего вы выучились в автошколе и стали водителем, рекомендует психолог Юлия Ладыгина. Выровняйте дыхание, так, чтобы вдох был равен выдоху. Просто сядьте и спокойно подышите.
Во время движения постарайтесь сконцентрироваться на дороге и самом движении – не акцентируйте внимание на страхе:
«Ваши мысли должны быть там, где действие. То есть – что делаю, о том и думаю. Нужна максимальная концентрация на дорогу, ведь невозможно одновременно контролировать процесс и волноваться», – советует психолог Юлия Ладыгина.
Бывает так, что паника охватывает во время движения – в этом случае лучше сразу прекратить движение, говорит психолог Вера Высоцкая:
«Если охватила паника в момент вождения, нужно остановиться и включить аварийный сигнал, как при любой экстренной ситуации. Панику лучше регулировать отдельно, не разделяя внимание на дорогу и на паническое состояние. Когда вы остановились, попробуйте расслабиться и подышать.
Важно, чтобы у вас был свой индивидуальный пример, как вы справляетесь с такими состояниями».
Если же вы панически боитесь машины – лучше не садитесь за руль обратитесь к психологу. Такие состояния лечатся – специалисты помогут вам принять и пережить этот страх, если вы сами не можете с ним справиться. Также для уверенности на дороге вы можете обратиться к опытным водителям – например, взять несколько дополнительных вождений в автошколе и еще раз вместе с инструктором проработать маневры, которых вы боитесь больше всего.
к содержанию ↑Как безопасно управлять автомобилем: правила, советы и лайфхаки
Многие автолюбители даже после получения водительского удостоверения не чувствуют уверенности и боятся садиться за руль. Преодолеть этот страх можно только с помощью практики. Но как же все-таки сесть за руль и при этом не попасть в аварию? К поездке на авто очень важно быть готовым психологически.
В этом вам поможет наша статья.
Во-первых, если вы совершенно не чувствуете уверенности за рулем, рассмотрите возможность дополнительных занятий с инструктором. Только уже на вашем автомобиле. Как правило, сидящий на пассажирском сидении человек придает новичкам уверенность и спокойствие.
Но если вы можете обойтись без этого шага, то в первую очередь следуйте нижеперечисленным советам:
к содержанию ↑Правильно сидите за рулем
Вы должны сидеть в прямом положении, спина прижата к сиденью, руки согнуты. Руль держите так, как вам комфортно. Таким образом вы меньше устанете и как следствие сохраните максимальный уровень внимания как можно дольше.
Соблюдайте ПДД
Это правило сидит в подкорке у каждого опытного водителя. Соблюдайте скоростной режим, обязательно включайте поворотники и обращайте внимание на все дорожные знаки. Но, разумеется, перед выездом на дорогу вы должны в идеале знать всю теорию.
Иначе вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и окружающих.
Попрактикуйтесь на свободном пространстве
Это может быть пустая подземная парковка, заброшенный район или любое другое место, свободное от других машин. Там вы сможете спокойно и без риска дополнительно потренировать основные манеры — повороты, перестроения и парковку.
Трезво оценивайте свои навыки вождения
Помните, что вы новичок. Поэтому не совершайте резких или опасных маневров. Не выезжайте на крайнюю левую полосу на автострадах — она всегда самая быстрая.
И ни в коем случае не превышайте скорость. Чем она ниже, тем больше времени у вас будет на принятие решения в критической ситуации. А поскольку у вас еще отсутствуют рефлексы, присущие опытным водителям, времени на реакцию в случае возникновения опасности вам понадобится очень много.
к содержанию ↑Соблюдайте дистанцию
Не прижимайтесь вплотную к впереди стоящему автомобилю во время движения. Ведь он может резко затормозить и тогда вы врежетесь прямо в его задний бампер.
Уберите мобильный телефон
Самая частая ошибка — быть уверенным в том, что от отправки одного смс вы не попадете в аварию. Однако если вы занимаетесь посторонними вещами во время движения, то подвергаете риску не только себя, но и остальных водителей. Ситуация на дороге может измениться за долю секунды.
И чтобы вовремя среагировать на нее, все ваше внимание и концентрация должны быть направлены только на дорогу.
Не слушайте музыку
По той же причине первое время лучше не включать радио. Если опытным водителям оно не сильно мешает, то новичков посторонние звуки точно будут отвлекать от концентрации на дороге. Из-за музыки вы можете пропустить важный знак или не заметить светофор.
Все это подвергнет вашу жизнь опасности.
Поворотники
Каждый ваш маневр должен сопровождаться включением поворотников. И лучше делать это заблаговременно, чтобы для всех остальных участников движения ваши действия были просты и предсказуемы. Так вы обезопасите не только себя, но и их.
Соблюдая все вышеперечисленные правила, вы с большей долей вероятности не попадете в опасную ситуацию на дороге. А со временем у вас появится уверенность в своих силах и вы будете чувствовать себя за рулем как рыба в воде.