Как правильно объяснить опоздание в колледж: эффективные советы
Авторизация> Новости > Статьи и памятки
Как бороться с опозданиями учеников? Памятка для педагогов
С проблемой опозданий учеников на уроки приходится сталкиваться каждому учителю. В запасе у хронических нарушителей дисциплины всегда есть несколько «уважительных» причин. А вот педагогические методы борьбы с их непунктуальностью порой не отличаются разнообразием и эффективностью.
О том, как бороться с стабильными опозданиями учеников и привить ребёнку дисциплину, читайте в рекомендациях от специалистов Института воспитания и Обрсоюза.
Кнутом или пряником: как бороться с опозданиями учеников?
Каждому учителю знакома ситуация: урок давно начался, дверь открывается, и на пороге появляется опоздавший ученик: «Здравствуйте! Извините! Можно я войду?» Внимание всего класса сразу же переключается на «героя дня»: ученики поневоле отвлекаются, учитель теряет важную мысль, а драгоценное время урока безжалостно убегает. Стоит ли говорить о том, как подрывают такие опоздания общую дисциплину!
Причин, по которым школьники опаздывают на уроки, существует огромное множество, особенно разнообразны они у тех, для кого опоздания приобрели хроническую форму.
- Одни ученики задерживаются по уважительной причине (сломался автобус, был в поликлинике).
- Другие просто не умеют грамотно управлять личным временем.
- Третьи сознательно не спешат на урок из-за низкой мотивации к учёбе.
Поэтому и методы борьбы с «похитителями времени» у каждого педагога свои. Кто-то из педагогов более лоялен. Кто-то категорически не приемлет опозданий на свои уроки.
- Одни ограничиваются предупреждением, соответствующей записью в дневнике, индивидуальной беседой после урока, звонком родителям.
- Другие для обучения пунктуальности используют «педагогический кнут»: опоздавшего не пускают в класс, отправляя «на ковёр» к классному руководителю или завучу, заставляют приносить извинения перед всем классом, оставляют заниматься дополнительно после уроков.
Как показывает практика, такие подходы в некоторой степени дисциплинируют школьников, но особой эффективностью не отличаются. Опоздавший на один урок ученик в следующий раз может принять решение прогулять весь день, чтобы лишний раз не привлекать к себе повышенное внимание.
Предлагаем педагогам несколько альтернативных способов борьбы с опозданиями учеников.
Итак, вы решительно настроились на борьбу с непунктуальностью своих воспитанников. Психологи советуют в этом случае использовать «метод пряника»: повышать мотивацию ребят приходить вовремя, а не стремиться наказать нарушителей дисциплины.
- Для начала педагог должен стать для учеников личным примером пунктуальности, рационального распределения времени, соблюдения дисциплины.
- Ученик в очередной раз опоздал? Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. На перемене спокойно поговорите с учеником наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации.
- Может быть, школьник элементарно не умеет организовать себя и рассчитать своё время. В беседе с учеником задавайте ему побольше наводящих вопросов: «Во сколько ты просыпаешься? Чем занимаешься до выхода из дома? Сколько времени занимает завтрак, одевание, сборы, дорога в школу?» Анализируйте каждое его действие буквально по минутам! В результате вы вместе с учеником определите, где именно он теряет время, и найдёте правильное решение проблемы.
Договоритесь с учениками: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т. д.). Вряд ли кому-то из учеников захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой.
Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок.
Повышайте мотивацию учеников. Начинайте каждый урок с небольшой проверочной работы (это может быть несложный тест или диктант). Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени.
Поэтому в интересах самих ребят будет контролировать себя и приходить на урок вовремя. Как вариант, начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется.
Поощряйте пунктуальность. Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в журнале. Продумайте вместе с учениками систему мотивации, предоставляющую дисциплинированным ученикам дополнительные права или возможности. Интересен в этом отношении опыт некоторых американских школ: пунктуальные ребята получают раз в семестр небольшие призы и грамоты, наличие которых после окончания учёбы указывают при поступлении в университет или на работу.
Используйте следующий психологический приём. Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса.
Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменяются неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания.
Подойдите к решению проблемы с юмором. «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Опоздун месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т. д.
Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям). Согласитесь, такая должность ко многому обязывает!
В начальной школе эффективно действует размещённая в классном уголке таблица «Не опаздывай, дружок! Приходи-ка в школу в срок!», где ежедневно фиксируются опоздания детей. Для старшеклассников заведите журнал опозданий (с указанием причин), он станет отличным помощником классному руководителю в борьбе за дисциплину.
В некоторых школах практикуют следующий метод: в дневниках опоздавших проставляется штамп «Опоздал на первый урок», а после получения трёх таких отметок – добро пожаловать с родителями на Совет профилактики.
Разделите класс на малые группы и организуйте конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определённый период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим придется приходить на учёбу вовремя.
Как видим, в борьбе с опозданиями учеников не обязательно сразу же хвататься за «кнут», когда есть столько рецептов «пряников». Вооружитесь ими: станьте примером дисциплинированности для учеников, мотивируйте «похитителей времени», поощряйте пунктуальных! Желаем вам успехов!
к содержанию ↑Как оправдаться за опоздание на работу: ТОП 100 причин
Даже если ты педант и стараешься следить за временем, всегда есть место для форс-мажора. В жизни могут происходить разные ситуации и поэтому каждому человеку, хоть раз в жизни, приходится оправдаться за опоздание в школе или перед начальником на работе.
Как элегантно оправдаться за опоздание: примеры отмазок
Если опоздания входят у вас в привычку, не стоит ждать хорошего отношения к себе со стороны начальства или учителей. И если в школе частые задержки грозят лишь вызовом родителей, то на работе последствия могут быть серьезнее. Поэтому, причина опоздания должна быть весомой, а не звучать, как ленивая отмазка.
Представляем вашему вниманию подборку идей, как оправдаться за опоздание на работе, чтобы не оштрафовали.
к содержанию ↑