Какую работу в полиции выполняет отдел дознания
Дознаватель выполняет содержательно ту же самую работу, что и следователь – расследует уголовное дело и направляет его в суд. Следователи, в свою очередь, работают не только в МВД, но и в Следственном комитете и в ФСБ.
Также как и следователи, дознаватели МВД участвуют в следственно-оперативных группах в рамках суточных дежурств по отделу полиции, выезжая для оперативного сбора материалов по происшествиям, имеющим признаки преступлений. Также как и следователи, дознаватели получают материалы от других полицейских служб для возбуждения и расследования уголовного дела.
Важные отличия дознания от следствия:
1) Все расследуемые отделом дознания МВД уголовные дела — это дела небольшой и средней тяжести. Они чаще всего раскрываются участковыми, инспекторами по делам несовершеннолетних, патрулями ППС и ГИБДД, отделами миграционного контроля и прочими низовыми подразделениями органов внутренних дел. Оперативные сотрудники уголовного розыска поставляют дела отделам дознания не часто и в большей степени сотрудничают со следствием МВД или СК.
2) В связи с этим у дознавателей, в отличие от следователей, обычно нет так называемого «секретного допуска», что влияет на заработную плату (она ниже, поскольку за «секретку» положена доплата).
3) Процессуально дознаватели, в отличие от следователей, менее свободны от прокурорского контроля. Если следователь, хотя бы де юре наслаждается самостоятельностью и уведомляет прокуратуру только о ключевых своих решениях по делу (возбуждение уголовного дела, состав обвинительного заключения), то у отделов дознания такой свободы нет и формально практически на все следственные действия они должны получить санкцию прокурора. Внутри системы МВД дознаватели считаются такими же полицейскими как и все другие, не свободны от иерархического контроля и подчинены непосредственному руководителю отдела полиции гораздо в большей степени, чем следователи: у последних есть обособленная система званий (юстиции, а не полиции) и отдельная иерархия внутри МВД.
Все это вместе, ставит отделы дознания в значительно бОльшую подчиненную роль, чем органы следствия. Большинство дознавателей МВД нашей страны — женщины. У них больше нагрузка, чем у следователей (нетяжких дел расследуется в МВД больше, чем тяжких).
У них меньше заработок, чем у их же коллег из числа следователей. Прокурорский контроль, который часто устроен по палочному принципу (то есть помощникам прокурора по надзору необходимо оформить определенное число нарушений в том числе и по укрытым или плохо расследуемым преступлениям) проще осуществить за дознанием, нежели за следствием.
В МВД только с 2012 года введено требование обязательного высшего юридического образования для всех новых работников отделов дознания. Однако профессиональный облик российского дознавателя все еще чрезвычайно широкий: в моей полевой работе в отделах полиции я встречала совершенно разных по профессиональному опыту дознавателей – бывших медсестер, учителей, товароведов.
Важно также иметь в виду, что функционал дознавателя может передаваться (общим приказом руководства или отдельным поручением от конкретного дознавателя) некоторым другим категориям сотрудников полиции. Чаще всего участковым и сотрудникам дежурных частей. Это крайне важно для сельской местности, когда провести первичный сбор материала по преступлению небольшой тяжести необходимо, но выезд на место следственно-оперативной группы затруднен.
Тогда в роли дознавателя, впрочем как и криминалиста, будет выступать участковый. Подавляющее большинство отказных материалов и на селе, и в городах составляют те же участковые, но формально они это делают в роли дознавателя.
И последнее, не стоит думать, что дознаватели работают только в МВД. Уголовные дела (не все, а только в объеме узкой специализации) в режиме дознания расследуются в Федеральной таможенной службе, в Федеральной службе судебных приставов (преследование злостных неплательщиков алиментов – это их сфера контроля), в МЧС (все нетяжкие составы, связанные с пожарами), в ФСБ (это чаще всего дела, связанные с пограничными контролем). До 2016 года дознание существовало и в ФСКН, осуществлявшей наркоконтроль.
Есть дознаватели и в вооруженных силах. А также функционал дознавателя примет на себя капитан судна, если преступление совершено в море.
Более подробно об отношениях между различными ведомствами при уголовном делопроизводстве вы можете прочитать в книге «Траектория уголовного дела: институциональный анализ».
Виды, задачи и полномочия органов дознания
Органы дознания – определение, полномочия, должностные лица, принимающие участие в процессе дознания
Определение 1
Согласно уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, органами дознания являются органы государственной власти и лица, занимающие должности в государственных структурах, которые на законных основаниях, ссылаясь на Уголовно-процессуальный кодекс имеют полное право проводить дознание и иные процессуальные процедуры в соответствии со своими полномочиями.
Субъектами, которые могут быть органами дознания и их полномочия представлены ниже.
В качестве органов дознания могут выступать:
- государственные структуры внутренних дел, а также территориальные управления, такие как отделы, отделения, пункты полиции, органы контроля за оборотом наркотических, психотропных и иных веществ, представляющих собой группу запрещенных препаратов;
- территориальные межрайонные, городские/районные отделы по борьбе с оборотом наркотических и психотропных средств, а также государственные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью обезвреживания поставщиков и распространителей запрещенных веществ (органы Федеральной Службы Безопасности, Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации, Федеральная Служба по контролю за оборотом наркотиков);
- государственные органы Федеральной Службы Судебных Приставов России;
- руководители органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие воинских частей, руководители военных учреждений/гарнизонов;
- структурные подразделения пожарного надзора государственной противопожарной службы.
Полномочиями, возложенными на работников органов дознания, являются:
- выполнение предварительного расследования преступлений в виде процедуры дознания по таким совершенным деяниям небольшой и средней тяжести (преступления, за совершение которых предусмотрен срок не более пяти лет заключения);
- проведение следственных действий государственной важности по возбужденным делам о совершении тяжких и особо тяжких преступлений для того, чтобы в максимально короткие сроки определить и зафиксировать следы совершенного преступления, а также обнаружить доказательства, подтверждающие совершение преступления с целью скорейшего изъятия и исследования.
Процедуры, применяемые при совершении дознания
Предварительное расследование преступлений небольшой и средней тяжести
После того, как уголовное дело было возбуждено проводится процедура следственных действий, предусмотренных законом. Это допросы, обыски, осмотры места преступления, проведение различного рода экспертиз. Эти процедуры проводятся для максимального быстрого раскрытия опасного деяния и установления личности, которая его совершила.
Срок проведения составляет 30 суток с момента возбуждения уголовного дела, но прокурор имеет право продлить этот срок на 30 суток, а в соответствии со статьей 223 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации – до 6 или 12 месяцев в зависимости от сложности расследуемого преступления. После проведения расследования издается акт обвинения, который утверждается прокурором, и все материалы уголовного дела передаются на рассмотрение в судебные органы.
В случаях, регламентированных законодательством, процесс дознания может быть осуществлен в сокращенной форме, но при этом срок проведения не должен быть более 15 суток с момента разрешения проведения дознания в сокращенном порядке. Прокурор уполномочен продлить срок до 20 суток при возникновении непредвиденных обстоятельств, связанных с расследованием.
В случае достаточности всех проведенных следственных действий и объема собранных и исследованных доказательств для создания обоснования того, что подозреваемый совершил преступление, дознавателем составляется обвинительное постановление, которое передается на подпись дознавателю и утверждается начальником органа дознания. Затем дело передается на рассмотрение прокурору.
Он, в свою очередь, принимает следующие решения:
- утверждение обвинительного постановления и направление уголовного дела в суд;
- возврат уголовного дела для изменения обвинительного постановления;
- передача дела дознавателю для проведения дознания;
- прекращение уголовного дела.
Процедура проведения следственных действий при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений
По окончании проведения всех следственных действий, но не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, государственный орган дознания обязан передать уголовное дело начальнику соответствующего следственного органа. После этого орган дознания может осуществлять следственные действия в отношении этого дела и оперативно-розыскные работы только по поручению следователя. На основании поручения, органы дознания могут осуществлять конкретные следственные действия; они выполняют постановления, данные следователем, о задержании, аресте, осуществлении дополнительных процессуальных действий.
Государственные органы дознания в обязательном порядке должны содействовать следователя при выполнении различных процессуальных действий.
Помимо следователя, возбуждения уголовных дел и проведением следственных действий неотложного характера могут заниматься:
- преступления, совершенные на морских судах – капитаны морских и речных судов дальнего плавания;
- преступления в области геологоразведочных партий и зимовок, находящихся на удаленной местности от государственных органов дознания – руководители этих партий и зимовок;
- преступления, совершенные в пределах государственных дипломатических представительств и консульских учреждений – руководители этих представительств и учреждений.
Руководство дознанием и регулированием процессов дознания возлагается на начальника органа дознания.
Это должностное лицо органа дознания, уполномоченное на передачу поручений о проведении дознания и следственных действий, а также выполнение обязанностей согласно Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации.
Вывод 1
При возбуждении уголовных дел, вышеуказанные должностные лица обязаны незамедлительно поставить в известность прокурора, передав ему постановление о возбуждении уголовного дела.
Понятие о руководителе подразделения дознания – определение, полномочия, права
Помимо основных должностных лиц, уполномоченных на проведение дознания, законодательством предусмотрена процессуальная фигура в виде начальника подразделения дознания.
Руководитель подразделения дознания – это лицо органа дознания, которое возглавляет специализированное структурное подразделение, деятельностью которого является предварительного расследования в виде дознания.
Полномочиями данного должностного лица являются:
- поручение дознавателю проведения проверок поступающей информации о совершении преступлений, принятие соответствующих решений;
- проведение неотложных следственных действий/производство дознания по уголовному делу;
- изъятие уголовного дела у дознавателя и передача его другому дознавателю с обоснованием причин передачи;
- отмена необоснованных постановлений дознавателя о приостановлении проведения дознания по уголовному делу;
- передача прокурору ходатайства об отмене незаконных постановлений дознавателя об отказе уголовного дела.
Руководитель подразделения вправе возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело для проведения дознания, будучи уполномоченным в роли дознавателя.
Права, которыми обладает уполномоченный на проведение дознания, руководитель подразделения:
- проверка материалов уголовного дела;
- передача указаний дознавателю о направлении проводимого расследования;
- проведение отдельных следственных действий;
- избрание меры пресечения в отношении преступника, квалификация преступления, объём обвинения.
Указания дознавателю от руководителя подразделения передаются только в письменной форме и они являются обязательными к выполнению, но могут быть обжалованы прокурором. Обжалование указаний не является причиной приостановления выполнения данных указаний.
Недопустимо возложение полномочий на проведения дознания тому лицу, которое уже проводит оперативно-розыскные мероприятия.
Полномочия дознавателя при проведении процедур дознания:
- самостоятельное проведение следственных и иных процессуальных действий и принятие процессуальных решений, кроме тех случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания, прокурора/судебные органы;
- иные полномочия, регламентируемые Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации.
Для дознавателя указания прокурора и руководителя органа дознания являются обязательными к исполнению, но при этом дознаватель вправе подать на обжалование указания руководителя органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.
к содержанию ↑Деятельность органов дознания
Органы дознания — это специальные государственные органы, наделенные правом производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным деяниям.
Термин «органы дознания» предполагает, что эти органы наделены определенными полномочиями уголовно-процессуального характера и полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
К органам дознания относятся:
- органы внутренних дел РФ, отделения полиции, а также входящие в их состав органы государственной власти, наделенные полномочиями по проведению оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством РФ;
- органы Федерального отдела или службы судебных приставов;
- руководители органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, начальники военных гарнизонов и учреждений;
- органы государственной противопожарной службы надзора федерального уровня.
Необходимой составной частью правоохранительных органов являются органы дознания. Новая должность дознавателя появилась в органах внутренних дел еще в 1982 г. Позднее были созданы и вошли в состав милиции специализированные отделы или подразделения дознания.
Значительной государственной структурой, имеющей в своем составе множество подразделений и служб, являются органы внутренних дел, наделенные, в соответствии с законодательством, разными процессуальными полномочиями.
Формы предварительного расследования:
- дознание;
- предварительное следствие.
По проводимым следственным действиям, по срокам, кругу обязанностей дознание является более упрощенной формой расследования преступлений, чем предварительное следствие.
Выделяют два типа дознания:
- по делам, по которым самостоятельное расследование или проведение предварительного следствия не обязательно;
- по делам, по которым предварительное следствие является обязательным.
Органы дознания в своей деятельности применяют необходимые следственные, оперативно розыскные и иные меры с целью выявления преступления и обнаружения виновных лиц.
«Деятельность органов дознания» Помощь эксперта по теме работыРешение задач от ИИ за 2 минутыНайди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
к содержанию ↑Полномочия начальника органа дознания
Руководитель органа дознания обладает следующими полномочиями:
- принимает решения по результатам следственных действий и поручает дознавателю проверку информации о преступном деянии;
- при наличии веских оснований может изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому;
- имеет право отменять признанное незаконным постановление дознавателя, или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поданное прокурору (в случае, если оно является необоснованным).
Начальник или руководитель органа дознания имеет полное право расследовать уголовное дело с самого начала и передавать его прокурору вместе с обвинительным заключением. Начальник подразделения дознания имеет право руководить созданной для расследования дела группой дознавателей. Указания, сделанные им, должны подаваться в письменной форме, они обязательны для исполнения всеми сотрудниками органов дознания.
Дознаватель в случае несогласия с решением или указанием начальника подразделения дознания, может обжаловать это указание, но приостанавливать его исполнение не имеет права.
При необходимости проведения оперативно — розыскных мероприятий дознаватель может дать органу дознания обязательное для исполнения поручение — произвести задержание, привод или заключение под стражу, провести следственные действия. Сроком дознания является срок 30 суток. При необходимости дознаватель может продлить его с согласия прокурора еще на 30 суток.
Дознаватель подчиняется непосредственно начальнику органа дознания и указаниям прокурора. В случае несогласия с указанием руководителя органа дознания он может обжаловать его у прокурора, при несогласии с указанием прокурора — у вышестоящего прокурора.
В компетенцию дознавателя входят следующие виды деятельности уголовно- процессуального характера:
- проведение предварительной проверки заявления о преступлении;
- дознание по делам с производством обязательного предварительного следствия;
- дознание по делам с производством необязательного предварительного следствия;
- исполнение указаний и поручений следователя;
- вынесение обвинительного акта.