Рассмотрение закона советом федерации
Рассмотрение и одобрение федеральных законов в Совете Федерации
Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается Председателем Государственной Думы (а в случае его отсутствия — его заместителем) на рассмотрение Совета Федерации. С этого момента начинается следующий этап законодательного процесса, на котором установленные Конституцией РФ полномочия осуществляет Совет Федерации. Решение о направлении в Совет Федерации федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы.
Последующая процедура подобна процедуре рассмотрения законопроекта в Государственной Думе (см. схему № 13). Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации определяет комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
Федеральный закон может быть передан в несколько комитетов, но при этом только один комитет выполняет роль ведущего.
Следует отметить, что полученный Советом Федерации закон не может находиться там сколь угодно долго. Конституция РФ (ч. 4 ст.
105) устанавливает четырнадцатидневный срок, в течение которого члены Совета Федерации обязаны рассмотреть поступивший из Государственной Думы федеральный закон. Этот срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации закона в Совете Федерации. Если первый или последний день срока приходится на нерабочий день, то днем поступления федерального закона в Совет Федерации или окончания срока его рассмотрения в Совете Федерации считается следующий за ним рабочий день (ст.
104 Регламента Совета Федерации).
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Таким образом, Совет Федерации решает сам, какие из принятых законов подлежат обязательному рассмотрению на его заседании. Статья 106 Конституции РФ устанавливает перечень федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации, по вопросам:
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
В то же время ст. 106 Конституции РФ не устанавливает особого срока для рассмотрения в Совете Федерации перечисленных в ней законов. Конституционный Суд РФ дал в связи с этим соответствующее толкование конституционного положения в своем Постановлении от 23 марта 1995 г.
по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст.
106 Конституции РФ1 Рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно ч. 4 ст.
105 Конституции не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.
к содержанию ↑Совет Федерации Федерального Собрания РФ и его функции
Федеральное Собрание это, парламент, то есть представительный и законодательный орган Российской Федерации.
В него входят две палаты. Верхняя палата, это Совет Федерации, вторая – Государственная Дума.
Совет Федерации и Государственная Дума работают раздельно.
Организация работы
Заседание СФ считается правомерным, при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 от общего количества членов палаты.
По общему правилу заседания Совета Федерации являются открытыми, по решению палаты заседание Совета Федерации может быть проведено и в закрытом режиме (также возможно закрытое заседание комитета и комиссии Совета Федерации).
Первое заседание Совета Федерации (до избрания Председателя Совета Федерации) открывает и ведет старейший по возрасту член Совета Федерации. По общему правилу заседание Совета Федерации ведет Председатель Совета Федерации либо его заместитель (избираемые Советом Федерации из своего состава).
В Совете Федерации создается Совет палаты (в него входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации). Совет палаты занимается организацией деятельности Совета Федерации.
В Совете Федерации из числа членов верхней палаты создаются комитеты, постоянные комиссии, а также временные комиссии. Эти органы занимаются, в частности, разработкой и предварительным рассмотрением законопроектов, вносимых Советом Федерации в порядке законодательной инициативы, осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой ФЗ, переданным в Совет Федерации для получения одобрения верхней палаты Федерального Собрания РФ.
Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации присутствующих членов палаты (их должно быть более половины от общего числа членов Совета Федерации).
В случае грубого поведения и высказываний спикера, председательствующий может предупредить выступающего, в случае повторного нарушения – лишить слова на весь день заседания Совета Федерации, он же регулирует соблюдение ограничения по времени, установленных Регламентом Совета Федерации.
к содержанию ↑Процесс принятия решений Советом Федерации
Для рассмотрения вопросов существует определенный порядок. Задачи и полномочия слушаются в следующем порядке: послания и обращения Президента РФ; проекты актов Совета Федерации по вопросам ведения палаты; проекты законов РФ о поправках Конституции РФ, ФКЗ, одобренные Государственной Думой; ФЗ, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совет Федерации; предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; предложения о направлении запросов Совета Федерации в КС РФ.
Сначала на повестке дня заслушивается доклад, потом ведутся прения. Совет Федерации завершает собрание принятием решения путем голосования. Которое может быть открытым (в том числе поименным) либо тайным, может осуществляться как с использованием электронной системы подсчета голосов (как открытое, так и тайное), так и без такового (в том числе с использованием бюллетеней).
Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом палаты (напр., для повторного принятия отклоненного Президентом РФ ФЗ, принятого Федеральным Собранием РФ, необходимо квалифицированное большинство в 2 /3 голосов членов Совета Федерации). По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании.
Несмотря на разделение полномочий двух палат парламента, Совета Федерации и Государственной Думе иногда приходится объединятся.
Так, на заслушивание посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств, парламент собирается совместно.
Регламент Совета Федерации
Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Часть первая. Органы, должностные лица и общий порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (статьи 1–102)
Часть вторая. Участие Совета Федерации в законодательной деятельности (статьи 103–143)
Часть третья. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению Совета Федерации (статьи 144–222)
Информация опубликована (изменена): 27.01.2020 г.
Текущая редакция предоставлена Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
Принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ (с изменениями и дополнениями, внесенными:
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 173-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 246-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 254-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2002 года № 502-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 447-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 февраля 2005 года № 20-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 октября 2006 года № 308-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 ноября 2007 года № 493-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2008 года № 15-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2008 года № 46-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2008 года № 132-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 223-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 сентября 2008 года № 305-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 ноября 2008 года № 375-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 532-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года № 301-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 октября 2009 года № 352-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2009 года № 448-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 491-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 552-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 556-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 64-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 сентября 2012 года № 261-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 февраля 2013 года № 19-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 95-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № 110-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 341-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 октября 2013 года № 421-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2014 года № 71-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 года № 356-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 530-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 279-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 348-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 октября 2015 года № 389-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 607-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 47-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 июня 2017 года № 173-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июля 2017 года № 271-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 345-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 ноября 2017 года № 457-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 3-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 83-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2019 года № 188-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 263-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 405-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 ноября 2019 года № 492-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2019 года № 571-СФ,
- постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 2020 года № 12-СФ)
Совет Федерации Федерального Собрания РФ и его функции
Федеральное Собрание это, парламент, то есть представительный и законодательный орган Российской Федерации.
В него входят две палаты. Верхняя палата, это Совет Федерации, вторая – Государственная Дума.
Совет Федерации и Государственная Дума работают раздельно.
Следующая