Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

к содержанию ↑

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы — начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

к содержанию ↑

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами.

Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все «правки» оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Новости по теме:  Как дать смешные, крутые и обидные клички разным людям: друзьям, парню и девушке

Часто возникает еще один вопрос — а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный — нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов — когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное — уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

к содержанию ↑

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Мнение эксперта
Морозов Андрей Владиславович

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом.

В этом случае, если факт «всплывет» при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

к содержанию ↑

Разъяснения Минфина: как обеспечить исполнение при изменении условий контракта

Минфин РФ разъяснил, что изменение госконтракта по 44-ФЗ, влекущее возникновение у исполнителя новых обязательств, допускается только при условии предоставления обеспечения исполнения новых обязательств, так как обеспечение исполнения контракта должно обеспечивать все обязательства Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) в рамках контракта, в том числе по уплате неустоек (штрафов, пеней), а также связанные с увеличением срока исполнения обязательств. Кроме этого, Минфин РФ отметил, что размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по отдельному этапу и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр контрактов, а дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта (в т. ч.

в части увеличения цены) может быть заключено только при условии предоставления обеспечения исполнения новых обязательств, не охватываемых ранее выданным обеспечением. Письмо Минфина России от 06.10.2023 № 24-06-07/95353

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 октября 2025 г. N 24-06-07/95353

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение АО от 04.09.2023 по вопросам применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части порядка обеспечения исполнения контракта, сообщает следующее.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.

Согласно части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Новости по теме:  Как исправить заявление в Госуслугах на пособие с 8 до 17 лет

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (часть 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).

Частью 1.3 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что предусмотренные частью 1 указанной статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ. При этом:

обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено путем внесения соответствующих изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии (пункт 2);

если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой независимой гарантии, возврат заказчиком ранее предоставленной ему независимой гарантии предоставившему ее гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится, заказчик признается отказавшимся от своих прав по ранее предоставленной независимой гарантии, обязательство гаранта перед заказчиком по ранее предоставленной независимой гарантии прекращается с момента выдачи новой независимой гарантии (пункт 3).

Таким образом, заключение дополнительного соглашения, предусматривающего изменение существенных условий контракта, в том числе в части увеличения цены контракта, возможно при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ, только если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта.

При этом в случае внесения в условия контракта изменений, предусматривающих необходимость предоставления нового обеспечения исполнения контракта, Законом N 44-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии либо предоставления новой независимой гарантии.

В соответствии с частью 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Закона N 44-ФЗ.

Мнение эксперта
Морозов Андрей Владиславович

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.

В случае если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность уменьшения размера обеспечения исполнения контракта пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом, в том числе в случае, если такое обеспечение предоставлено в виде независимой гарантии.

В этой связи следует отметить, что срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).

Независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным (заключаемым) с бенефициаром, включающих в том числе обязательства принципала по уплате неустоек (штрафов, пеней) (пункт 1 Типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005).

Новости по теме:  Как правильно пришить шеврон

Учитывая изложенное, обеспечение исполнения контракта, предоставленное в виде независимой гарантии, должно обеспечивать все обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках исполнения контракта, в том числе по уплате неустоек (штрафов, пеней), а также связанные с увеличением срока исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Заместитель директора Департамента

к содержанию ↑

Оснований для изменения существенных условий станет больше

22.03.2021 на сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, которым расширяют список оснований для изменения существенных условий контрактов.

ВАЖНО!

Проект распространяется на сделки со сроком не меньше 1 года на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Заказчики и поставщики по согласованию смогут корректировать условия, если выполняются такие требования:

  • существенно изменилась стоимость 1 или более позиции ценообразующих ресурсов, что привело к изменению общей стоимости строительства, реконструкции или других работ более чем на 5%;
  • без изменения госконтракта не исполнить обязательства по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • есть решение правительства, региональных властей или местной администрации.

Корректировка не должна увеличивать срок исполнения контракта или его цену более чем на 30%. А правила обоснования изменения существенных условий в дальнейшем утвердит правительство.

к содержанию ↑

Существенные положения в зависимости от вида контракта

Собрали в таблицу, что является существенными условиями контракта по 44-ФЗ в рамках тендеров на поставку, оказание услуг, выполнение работ.

  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара.
  2. Условие о соответствии товара изображению, если требование об этом установлено в документации.
  3. Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте).
  4. Указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, а если его нет — на химические, группировочные наименования, если госконтракт заключается на поставку лекарств.
  5. Требования к гарантии, гарантийному обслуживанию и сроку действия. В закупках машин и оборудования такие требования предъявляются в обязательном порядке, и устанавливается обеспечение гарантийных обязательств.
  6. Сведения о количестве и месте доставки товара.
  7. Информация о сроке поставки товара.
  8. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам работ.
  2. Если закупаете строительные работы по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, когда документация по требованиям этой нормы включает проектную документацию, не переносите в госконтракт информацию о качественных, функциональных, экологических характеристиках объекта закупки.
  3. Место выполнения работы.
  4. Срок завершения работы.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услуг.
  2. Место оказания услуг.
  3. График оказания услуг.

Большая часть госконтрактов состоит из существенных условий. Вот пример, как заполняют раздел о предмете договора:

Следующая
РазноеСоветы по составлению письменных пояснений в арбитражный суд и объяснение о невозможности мирного урегулирования спора: где найти образец

Добавить комментарий