ТК РФ Статья 223. Служба охраны труда у работодателя
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя, указанного в части второй настоящей статьи, службы охраны труда, специалиста по охране труда, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и должны быть аккредитованы в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(редакция Трудового кодекса РФ от 01.01.2024)
- Забота о сотрудниках: проблемы и пути решения
. в соответствии со ст. 108 , 223 ТК РФ работодатель обязан обеспечить сотрудникам . НК РФ , ст. 163 , 212 , 223 ТК РФ ). Постановлением ФАС ЗСО от . того, что ст. 22 и 223 ТК РФ обязывают работодателя обеспечить санитарно .
. время и психологической разгрузки (ст. 223 ТК РФ). Статья 209 ТК РФ . охраны труда, указанными в ст. 223 ТК РФ. При этом в ст . -бытового обслуживания работников, согласно ст. 223 ТК РФ, также является открытым. Затраты .
. в соответствии с требованиями ст. 223 ТК РФ. Отметим, что ст. 163 . нормальные условия работы, а ст. 223 ТК РФ также содержит открытый перечень .
. производственной деятельности (часть вторая ст. 223 ТК РФ). В случае отсутствия у . соответствии с частью третьей ст. 223 ТК РФ осуществляет: 1) работодатель — индивидуальный .
. соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ). Таким образом, независимо от . норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права .
. платных услуг, в силу ст. 223 ТК РФ на работодателя возлагается обеспечение .
Согласно статьи 223 ТК РФ на работодателя возлагается обеспечение . этого работника и нормы статьи 223 ТК РФ здесь не применимы (Постановление .
Согласно статье 223 ТК РФ на работодателя возлагается обеспечение . другие. Согласно части 2 статьи 223 ТК РФ перевозка работников, пострадавших от .
к содержанию ↑Статья 223 ТК РФ: Полный Обзор и Практическое Применение
Вид Кодекс Принят Президент РФ 30.12.2001
ГД РФ 21.12.2001
СФ РФ 26.12.2001 Номер 197-ФЗ Редакция от 06.04.2024 Дата начала действия 06.04.2024 Статус Действует Опубликован В данном виде документ опубликован не был
(в ред. от 30.12.2001 — «Российская газета», N 256, 31.12.2001,
«Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002)
Примечания
До 01.01.2026 в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях трудовое законодательство применяется с учетом особенностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2571.
В целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 01.03.2022, но не позднее 31.12.2024 (пункт 2 статьи 2).
По истечении шести месяцев с 01.07.2021 трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, указанными в части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2021 N 109-ФЗ, не представившими работодателю документов, подтверждающих приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 данного документа, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 данного документа (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2021 N 109-ФЗ).
Положения данного документа (в редакции Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ), касающиеся взаимодействия Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями данного документа, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений, с единым порталом государственных и муниципальных услуг, применяются с 01.09.2022 (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ).
Положения данного документа (в редакции Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ) применяются к правам и обязанностям работодателей, участвовавших в эксперименте по использованию электронных документов, связанных с работой, в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 N 122-ФЗ, и их работников, которые возникли начиная с 16.11.2021. При этом работодатели — участники эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, принявшие решение о продолжении осуществления электронного документооборота после окончания эксперимента, обязаны провести мероприятия, направленные на введение электронного документооборота в соответствии с требованиями данного документа (в редакции Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ), до 01.07.2022 (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ).
Признает УТРАТИВШИМ СИЛУ (с 01.02.2002)
к содержанию ↑Статья 223 ТК РФ. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
Статья 223 ТК посвящена параметрам санитарно-бытового и медицинского обеспечения потребностей сотрудников. Подчёркивается, что обязанность по предоставлению этого обеспечения возлагается на нанимателя.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗПолный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс
к содержанию ↑Характеристика ст. 223 ТК
- санитарно-бытовых помещений;
- мест для приёма пищи;
- пунктов по оказанию медпомощи;
- мест для отдыха и разгрузки;
- устройств для снабжения отдельных групп персонала водой и т.д.
Отдельно указано, что перевозка пострадавших сотрудников в профильные медучреждения, как и к ним домой, производится с помощью транспорта нанимателя или за его счёт. Перечислены предпосылки для этих перевозок:
- профзаболевания;
- производственные несчастные случаи;
- соответствующие медицинские показатели.
Рассмотренная глава, как видно из её содержания, не только предписывает нанимателю обеспечить положенный уровень медицинского и бытового обслуживания персонала, но и даёт конкретные примеры этого обслуживания.
Основные вопросы по параметрам использования ст. 223 ТК
О каких актуальных параметрах охраны труда упоминает разбираемая статья?
Имеются в виду параметры, перечисленные в ст. 211 ТК. Их источником выступают профильные законы и нормативные акты. Важно знать, что данные параметры обладают некоторыми особенностями:
- обязательны для всех групп нанимателей;
- действуют для всех видов деятельности;
- правила, регулирующие их параметры функционирования, устанавливаются на уровне Правительства с учётом пожеланий заинтересованных сторон, организованных в формате Трёхсторонней комиссии.
Необходимость соблюдения этих параметров подчёркнута на уровне ТК, среди других прав и обязанностей сторон, вступающих в трудовые взаимоотношения (статьи 21 и 22).
Что имеется в виду под санитарно-бытовым обслуживанием?
Под этим подразумевается довольно обширный комплекс действий нанимателя. Так, в это обслуживание может входить обустройство:
- помещений для обогрева (охлаждения);
- гардеробных;
- душевых;
- туалетов и т.д.
Конкретные компоненты зависят от отрасли нанимателя, региона его функционирования и размаха деятельности.
Каким документом регулируется обустройство пункта по оказанию медпомощи?
В этой области действует СанПиН 2.1.3.2630-10, утверждённый в 2010 году. В его п. 10.22 прописаны общие требования к этим пунктам.
Также в данном документе указаны параметры санитарного ухода за профильным инвентарём, нормативы личной гигиены и иные нюансы.
Что касается обеспечения данного пункта медсредствами, то этот вопрос разобран в Приказе Минздравсоцразвития № 169н от 05.03.11. Приложение к этому документу содержит список необходимых компонентов, находящихся в аптечках, которыми обеспечиваются все пункты по оказанию срочной медпомощи.
Для нанимателя обязательна перевозка всех пострадавших сотрудников, даже виноватых в происшествии?
Да, обязательна, поскольку в разбираемой статье не установлены какие-то ограничения. Даже если пострадавший сотрудник сам виновен в своей травме, наниматель всё равно обязан или самостоятельно доставить его в медучреждение, или оплатить эту доставку за счёт своих средств. Этот нюанс добавлен для профилактики ситуации, когда руководитель будет начинать спор из-за оплаты перевозки пострадавшего сотрудника, что может привести к непредсказуемым тяжёлым последствиям.
Отдельно нужно отметить обязанность нанимателя заняться перевозкой сотрудника, если его здоровье ухудшилось даже без очевидных внешних причин, – это может объясняться воздействием каких-то неочевидных вредных факторов.
к содержанию ↑Комментарий к ст. 223 ТК РФ
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи на работодателя возлагается обязанность по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников в соответствии с требованиями охраны труда.
О требованиях охраны труда см. ст. 211 и коммент.
к ней.
Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает в себя оборудование санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.
Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах. Так, например, в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03 «2.2.3. Гигиена труда.
Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141, предусмотрено включение в состав санитарно-бытовых помещений гардеробных, душевых, умывален, санузлов, курительных мест, мест для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным и другие санитарно-бытовые помещения и оборудование. Состав санитарно-бытовых помещений определяется с учетом группы производственного процесса и их санитарной характеристики.
2. Для медицинского обеспечения работников работодателем оборудуются по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи (здрав- и медпункты, ингалятории и др.), организуются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. В крупных организациях может предусматриваться строительство поликлиник (амбулаторий, больниц, станций скорой и неотложной помощи и других служб по оказанию медицинской помощи).
Требования к устройству, оборудованию и эксплуатации организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, включая здравпункты предприятий и учреждений, установлены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58. Согласно указанным Правилам состав и площадь помещений здравпункта определяются заданием на проектирование с учетом численности обслуживаемого контингента и видами медицинской деятельности.
Помимо медицинских кабинетов, предусматриваются бытовые помещения для персонала. В здравпунктах соблюдаются правила противоэпидемического режима в соответствии с требованиями данных правил (п. 10.22.1).
Соглашениями по охране труда и коллективными договорами может предусматриваться организация и других форм медицинского обеспечения работников, не противоречащих требованиям охраны труда, включая создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н.
Аптечка для оказания первой помощи работникам подлежит комплектации изделиями медицинского назначения, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации. Перечень приведенных в приложении к указанному Приказу изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п.
1 примечаний к приложению).
По истечении сроков годности изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки, или в случае их использования аптечку необходимо пополнить.
Помимо изделий медицинского назначения, аптечка должна быть укомплектована рекомендациями с пиктограммами по использованию изделий медицинского назначения аптечки, в которых содержится описание (изображение) необходимых действий, совершаемых при оказании первой помощи.
3. Работодатель обязан бесплатно обеспечить работников горячих цехов и участков газированной соленой водой. Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение газированной соленой водой, устанавливаются по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Нормы такого обеспечения предусмотрены Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудованию производственных предприятий, утв. Минздравом СССР 31.12.1966 N 658-66 (по вопросу применения данного документа см. письмо Роспотребнадзора от 16.05.2007 N 0100/4961-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене труда»).
Согласно п. 118 названной Инструкции в горячих цехах рабочие должны обеспечиваться подсоленной газированной водой с содержанием соли до 0,5% и из расчета 4 — 5 л на человека в смену.
4. Следует отметить, что положение ч. 1 комментируемой статьи было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
В частности, несоблюдение работодателем возложенных на него обязанностей по обеспечению санитарно-бытового обслуживания населения послужило основанием для обращения гражданина А.П. Рощина за защитой своих прав в суды общей юрисдикции, а затем и в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить конституционность абз. 4 ч.
1 ст. 21 и ч. 1 ст.
223. По мнению заявителя, указанные законоположения не содержат необходимых гарантий удовлетворения санитарно-бытовых нужд работников, ограничивают право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и противоречат ч. 1 ст.
1, ст. ст. 2, 7, 10, ч.
4 ст. 15, ст. ст.
17, 18, ч. ч. 1 и 2 ст.
19, ст. 21, ч. 1 ст.
23, ч. ч. 3, 4 и 5 ст.
37, ч. 1 ст. 41, ст.
45, ч. 1 ст. 46, ст.
55, п. «к» ч. 1 ст.
72 и ч. 1 ст. 120 Конституции РФ.
Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы А.П. Рощина, Конституционный Суд РФ в Определении от 16.04.2009 N 444-О указал на то, что ч. 1 ст.
223 ТК, в системной связи с абз. 14 ч. 2 ст.
22 и абз. 7 ч. 2 ст.
41 Кодекса, возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами, не исключает права уполномоченных органов государственной власти вносить такие изменения в государственные нормативные требования охраны труда, которые возлагают на работодателя новые обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников, направлена на защиту прав работника и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
5. Перевозка заболевших на работе или пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в лечебные учреждения или к месту жительства производится транспортными средствами работодателя либо иными транспортными средствами за его счет. Работодатель обязан организовать такую перевозку заболевшего или пострадавшего работника.
Источник комментария:
Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014
к содержанию ↑