У детей тихий час, а мы творим…»
Татьяна Ивановна Гришина, можно сказать, вынянчила не одно поколение загайновцев. Судите сами: с момента открытия Загайновского детского сада и до самого выхода на пенсию, то есть без малого 36 лет, Татьяна Ивановна работала помощником воспитателя. На руках носила малышей, которые в садике пребывали с полуторалетнего возраста, спать укладывала, носы вытирала, на горшки усаживала и кормила.
Вроде нехитрая работа у нянечки, но не каждый с ней справится – для этого нужно терпение и любовь к детям.
-Коллектив в детском саду всегда был дружный, коллеги, с которыми начинала работать, пораньше меня ушли, кто на пенсию, а кто и по сокращению. Первой заведующей новым садом была Зоя Викторовна Истрафилова, – вспоминает Татьяна Ивановна. – У нас было две группы, только в старшей – 26 детей, сейчас даже сложно представить, куда мы могли столько раскладушек поставить.
А когда уходила на пенсию, уже осталась одна разновозрастная группа, которую посещало 13 ребят. Садик строил, а потом и содержал леспромхоз, мы ни в чем не нуждались. А потом этой организации не стало, и в детском саду стало все беднее и беднее, меньше игрушек, мебели и всего остального…
Родилась и выросла она в этом селе. Мама у нее умерла рано, так что взрослела она без материнской ласки. Потому очень ценит отношения со свекровью, ее любовь и заботу.
Родители мужа, Владимира Викторовича, ее приняли, как родную дочь, и такие теплые и доверительные отношения сохранились на долгие годы. Теперь уже Татьяна Ивановна сама бабушка – у нее четыре внука, которыми она очень гордится. Самый старший, 12-летний, с пяти лет занимается бальными танцами и в следующем месяце собирается на конкурс в Москву.
Внучка-второклассница второй год занимается спортивной аэробикой и уже показывает неплохие результаты на соревнованиях.
Отдав детскому саду и ребятишкам три с лишним десятка лет, она вышла на заслуженный отдых. Чем заполнено ее свободное время? Зимними вечерами Татьяна Ивановна любит посидеть с книгой, все домашние библиотеки соседей уже перечитала. А летом она разбивает большой цветник у дома, вместе с мужем сделали искусственный прудик во дворе рядом с крыльцом.
Владимир Викторович – большой любитель выращивать виноград. На усадьбе Гришиных его несколько сортов. А сама хозяйка из подручного материала делает разные поделки для цветника, на радость внукам в этом году во дворе «поселились» симпатичные лебеди, попугаи и оленята.
Многие ее поделки очень понравились детям, и она разрешила взять их с собой в город. Идеи находит в журналах по садоводству или в Интернете.
-В садике ведь все украшения мастерили воспитатели и нянечки, — вспоминает Татьяна Ивановна. – Воспитатель Лидия Дмитриевна Попова очень любила делать что-то своими руками, и я от нее не отставала. Вот мы с ней вместе наберем из дома лоскутков, пластиковых бутылок и сидим, творим, когда у детей тихий час…
Домашние дела теперь для нее главное. Удивительно: когда работала, времени на дом порой было маловато, а вышла на пенсию – то же самое:
-Времени все равно ни на что не хватает, – говорит она. – У нас же как: то ничего, то сразу все. В выходные приезжали сыновья с семьями из города, так мужчины крышу на доме перекрывали, а мы со снохами картошку копали.
Теперь до холодов хочется еще дом обшить, и тогда можно зиме радоваться. Очень люблю экспериментировать с зимними заготовками. Понравится рецепт – обязательно попробую сделать.
Дети и муж любят мою солонину, а что не понравится, с удовольствием съедят поросята. В хозяйстве у нас свиньи и куры.
Всю жизнь Татьяна Ивановна вела активный образ жизни, много лет была членом избирательной комиссии, около 30 лет занимается художественной самодеятельностью. Сейчас она входит в состав вокальной группы «Рябинушка», который на праздники радует своими песнями не только односельчан, но и жителей близлежащих сел.
Указом губернатора Алтайского края от 20 августа 2018 года №127 Татьяне Ивановне Гришиной, жительнице села Загайново, присвоено звание «Ветеран труда Алтайского края».
к содержанию ↑Как и когда родители могут посмотреть детский сад?
Обычно сады организуют для родителей дни открытых дверей. В это время они могут посмотреть, как оборудованы спальни и общие помещения, узнать, в каком состоянии находятся туалеты и залы для занятий, площадки для прогулок. Но иногда ребенок попадает не в тот сад, который вы успели посетить.
К тому же мамам и папам хочется посмотреть, как дети проводят время в дошкольном учреждении. Можно ли это сделать?
Обычно да: о предстоящем визите нужно заранее договориться с администрацией учебного заведения, и вас пустят в группу. Однако сейчас образовательные учреждения работают в особом режиме из-за коронавирусных ограничений. А потому во время занятий взрослых в сад не пустят.
Но родители могут посетить его после окончания рабочего дня, когда дети разойдутся по домам, — тоже по предварительной договоренности.
Также можно попросить воспитателей записать занятия с воспитанниками на видео или провести видеоэкскурсию по группе — как правило, они не отказывают. Безусловно, это не равноценная замена личному визиту в сад, но все же лучше запись, чем полное отсутствие информации.
к содержанию ↑Почему дети гуляют два раза в день при любой погоде?
Количество и длительность прогулок в детских садах определяются Методическими рекомендациями Роспотребнадзора: по ним, дети в возрасте до 7 лет должны находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день. Как правило, дети гуляют в саду два раза: сначала утром, после занятий (до обеда). Потом — после полдника и вечерних занятий (до ужина).
Единственный фактор, при котором воспитатели имеют право сократить время прогулки или вовсе ее отменить, — это когда температура воздуха на улице опускается ниже –15 градусов. В любых других условиях дети выходят на прогулку и остаются на крытой веранде, чтобы уберечься от ливня или слишком активного солнца.
Если ребёнок говорит, что его группа не гуляла, хотя мороза не было, родители имеют право обратиться за разъяснениями к воспитателю или администрации детского сада.
Сколько длится тихий час?
Согласно Методическим рекомендациям Роспотребнадзора, у детей в возрасте от 1,5 до 3 лет однократный дневной сон должен длиться не менее 3 часов. Но это именно рекомендации, а не жестко регламентированная норма: в каждом детском саду живут по собственному расписанию. Чтобы узнать, сколько длится дневной сон в учреждении, которое посещает ваш ребенок, ознакомьтесь с программой, по которой оно работает.
Чем старше дети, тем короче время, которое отводят на дневной сон в их группе. К примеру, ребенок в 2–3 года в детском саду спит с 12:30 до 15:00, а в 6–7 лет — уже с 13:15 до 15:00. Но дети не засыпают по щелчку пальцев.
И обозначенное в расписании время относится к моменту отхода ко сну. То есть в 12:30 воспитанники сада только переодеваются, отправляются в спальню и слушают сказку. Будят их тоже не по свистку.
Воспитатели знают особенности каждого ребенка и будят кого-то чуть раньше, а кого-то чуть позже.
У многих детей, которые ходят старшую и подготовительную группы детского сада, в 16:00–16:30 начинаются дополнительные занятия, в этом случае родители нередко забирают детей сразу после дневного сна или даже после обеда.
к содержанию ↑Что делать, чтобы в саду открыли новые кружки?
В программе любого детского сада есть не только привычные лепка, рисование и чтение, но и музыкальные, спортивные занятия. В некоторых дошкольных учреждениях обязательная программа еще шире: дети поют хором, учатся народным танцам или играют в футбол.
Какие активности предложат в саду вашему ребенку, зависит от программы, по которой работает дошкольное учреждение. Если же родители хотят, чтобы в саду заработал какой-то нестандартный кружок — например, по ушу или плетению макраме, — они могут попросить о нем руководство школы.
к содержанию ↑Какие допактивности предлагают детсадовцам?
Помимо кружков и занятий, садики предлагают воспитанникам и другие варианты досуга. Например, с 2017 года в Москве работает программа «Музеи — детям». В рамках этого проекта воспитанники старших и подготовительных групп посещают музеи и библиотеки, причем совершенно бесплатно.
До пандемии коронавируса в группы детских садов приходили ученики музыкальных и художественных школ: они устраивали для дошколят концерты и лекции. Однако из-за пандемии коронавируса подобные мероприятия пока отменены.
Фото на обложке: shutterstock / Oksana Kuzmina
к содержанию ↑Приблизительный распорядок дня дошкольника
7.00—8.30 — Прием детей
8.10 — Зарядка
8.30 — Завтрак
9.00-10.00 — Занятия
10.30-11.30 — Прогулка
12.00 — Обед
12.30-15.00 — Дневной сон
15.30 — Полдник
16.00-17.00 — Занятия
17.00 — Прогулка
18:00 — Ужин
19.00 — Уход детей домой
Как видно из расписания, по рекомендациям СанПиН для воспитанника детского сада предусмотрено четырехразовое питание, с интервалом 4 часа между приемами пищи, также есть две прогулки, одна из которых во второй половине дня (время которых может сокращаться ввиду погодных условий), кроме того, обязателен дневной сон, и, конечно же, есть время для занятий и игр.
Стоит отметить, что в распорядке дня каждой группы в детском саду есть небольшие различия, которые учитывают возрастные особенности детей.
Например, если длительность занятия в младшей группе детского сада составляет всего 10 минут, то дошкольники старшей и подготовительной группы занимаются по 20-30 минут, что приближено к школьным занятиям. То же самое относится и к подготовительным моментам и сборам — ребятам постарше нужно меньше времени, чтобы одеться к прогулке, или помыть руки перед обедом.
Далее мы рассмотрим несколько важных пунктов из распорядка дня в детском саду подробнее.
к содержанию ↑Занятия в детском саду
Как было сказано выше, продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. Занятие в младшей группе длится 10 минут, 15 минут в средней, 20—30 минут в старшей и подготовительной.
На этих занятиях дошкольник узнает много нового, начинает формировать свой кругозор, знакомится с основами письма и математики. Если детский сад специализированный, с определенным уклоном, то в расписании могут присутствовать и дополнительные занятия. Также расписание в средней и старшей группе может включать дополнительные тематические занятия и развивающие кружки.
В детском саду регламентировано не только время занятий, но и их распределение в течение дня. Расписание составляется с тем, чтобы дети не только не переутомлялись, но и максимально задействовали свою активность.
Так, занятия, требующие повышенной концентрации внимания, проводят в первой половине дня, между 9 и 12 часами, все остальные — во второй половине дня, между 16 и 18 часами. Занятия, требующие усидчивости и внимания, чередуются с подвижными играми и гимнастическими разминками.
Кроме того, наиболее сложные предметы, такие как основы математики и письма, развитие речи ставят в расписании в первые дни недели, когда дошкольники наиболее собраны, для остальных (музыкальные занятия, рисование и т.д.) обычно отводится вторая половина недели.
к содержанию ↑Прогулки и тихий час
Эти важные составляющие распорядка дня в детском саду также составляются с учетом возраста.
Дети из группы раннего возраста выходят на прогулку раньше других, в 9.00- 9.30. Также увеличен тихий час — малыши спят в среднем с 12.30 до 15.00.
Дети из старшей группы и группы подготовительной отправляются на тихий час в 13.00, сон у них длится в среднем 1,5 часа. Также у них сокращается время подготовки к прогулке — дети в этом возрасте уже могут самостоятельно и быстро переодеться к играм на свежем воздухе.
Однако, вне зависимости от возраста, тихий час в детских садах заканчивается в 15.00. После полдника в младших группах проводится общеобразовательное занятие, воспитанники из средних и старших групп заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Во время второй прогулки детей постепенно забирают родители. Зимой ввиду того, что темнеет довольно-таки рано, время второй прогулки сокращается, и детей забирают непосредственно из детского сада. Также прогулка может сократиться из-за погодных условий: например, мороз или сильный ветер.
Следующая