Государственное и административное принуждение: понятие, признаки, виды
Характеристика государственного принуждения – понятие, виды, классификация
Определение 1
Государственное принуждение – одна из разновидностей социального принуждения, представляющая собой меры психического, физического, материального или организационного влияния, применяемые уполномоченными на это субъектами в установленном законодательством порядке независимо от воли субъекта с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.
К признакам государственного принуждения следует отнести такие характерные особенности:
- Разновидность социального принуждения;
- На основании психомотивационной природе устанавливается конфликтом между государственной волей, выражаемой нормами законодательства и индивидуальной волей лица, нарушившего правовые предписания;
- Правовая опосредованность, носит правовой характер;
- Является актом психического, физического, материального или организационного воздействия на субъект;
- Оказывает влияние на сознание, волю и поведение лица;
- Предусматривается конфликтом между волей государства, которая выражается законодательными нормами и субъекта;
- Реализация в рамках правовых отношений охранительного типа.
Видовая дифференциация подразумевает собой следующее:
- Административное принуждение;
- Уголовное принуждение;
- Принуждение гражданско-правового характера;
- Дисциплинарное принуждение.
Административное принуждение как один из основных видов государственного управления
Определение 2
Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Характерными чертами административного принуждения являются:
- Основано на нормах административного права;
- Применение как физическими лицами, так и юридическими;
- Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
- Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
- Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
- Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
- Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
- Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.
Классификация мер административного принуждения
Классификация административного принуждения разнообразна и представлена ниже.
К признакам, по которым можно классифицировать принуждения административного характера, относятся:
- Характер и специфика воздействия;
- Субъект применения;
- Нормативные основания;
- Сфере влияния;
- Способ обеспечения общественного порядка и целевому предназначению.
По характеру и специфике воздействия различают меры психического воздействия, физического воздействия, имущественного воздействия и организационного воздействия.
В зависимости от субъекта применения различают меры, которые принимаются индивидуальными субъектами и меры, которыми субъектами коллективного типа.
Нормативные основания подразумевают собой меры, основанные на законодательных актах и подзаконных правовых нормах.
По сфере влияния административное принуждение делится на внутриорганизационные и внешние властные меры.
Меры административного предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, а также защитные меры (правовосстановительные) и меры наказания относятся к такой категории, как способ обеспечения общественного порядка и целевого предназначения.
Меры административного принуждения, исходя от широкого спектра влияния, также классифицируются по своим целям.
Целевая категория включает в себя следующие составляющие:
- Предотвращение правонарушений и наступления неблагоприятных последствий, не имеющих непосредственного отношения к правонарушению;
- Предупреждение правовых нарушений;
- Восстановление нарушенного состояния;
- Обеспечение, имеющее процессуальный характер;
- Возложение ответственности на правонарушителя за совершенное деяние.
Административное принуждение также основываются как на правонарушениях, так и фактах, аномальных от правового содержания.
Поскольку процесс применения мер административного принуждения является довольно сложным, то его подразделяют на соответствующие стадии.
Стадиями меры принуждения являются:
- Проведение анализа возникшей ситуации;
- Выбор конкретной меры принуждения, исходя из обстоятельств;
- Вынесение решения по принятию мер административного принуждения;
- Применение меры административного принуждения на практике;
- Проведение анализа в отношении эффективности применения мер;
- Внесение корректировок в дальнейшую правоприменительную деятельность.
Для правильного и эффективного применения мер, необходимо определить какой правовой отраслью законодательства эти нормы были установлены.
к содержанию ↑Принуждение как направление действия права
Принуждение в праве — это внешнее воздействие на поведение человека, основанное на государственной силе и направленное на утверждение государственной воли. Под принудительностью понимают объективное качество права, обусловленное его властной природой и государственно-волевой природой предписаний.
Правовое принуждение — это принуждение к осуществлению предписаний права и юридических норм. Правовое принуждение направлено на осуществление норм права, производимых на законных, правовых основаниях. Правовому принуждению характерны определенные процедурные формы, в которых данное право осуществляется.
Процесс правового принуждения строго регламентирован правом. В системе права существуют правовые отрасли (гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.), основное назначение которых — установление порядка реализации правовых санкций. Процедурные формы могут различаться по своей развитости и сложности.
Нормативные установления обеспечиваются государственным принуждением, так как без этого право не может выступать эффективным механизмом регулирования общественных отношений, выполнять стоящие перед ним задачи.
Правовое принуждение осуществляется с помощью юрисдикционных, правоприменительных актов. Юридические нормы только предусматривают возможность принуждения. На практике властно-принудительные свойства правового регулирования сконцентрированы в актах применения права.
Административно-деликтная норма — это общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение и неопределенный круг лиц, регулирующее отношения, возникающие вследствие спривлечения лица к административной ответственности.
к содержанию ↑Виды мер правового принуждения
Все меры правового принуждения в зависимости от целей и оснований назначения подразделяют на несколько видов:
- предупредительные, или превентивные меры;
- меры правовой защиты;
- меры юридической ответственности.
Юридическое основание превентивного принуждения — это обстоятельства, позволяющие с высокой степенью вероятности предположить возможность нанесения необратимого ущерба обществу. В такой ситуации действуют юридические презумпции, основанные на наблюдениях практики, обобщенных юридической наукой и законодательством. Назначение превентивных мер заключается в том, чтобы предупредить негативные презюмируемые события: правомерное поведение (досмотр багажа и авиапассажиров); негативная характеристика личности (изъятие оружие); стихийное бедствие (реквизиция транспорта для борьбы с ним).
«Принуждение как направление действия права» Помощь эксперта по теме работыРешение задач от ИИ за 2 минутыПомощь с рефератом от нейросети
Назначение мер защиты назначено на восстановление прежнего нормального правового положения посредством принуждения субъекта к исполнению возложенной, но не осуществленной юридической обязанности. Если субъект совершил объективно противоправное деяние, то для него могут наступить дополнительные негативные последствия. При этом они несут сопутствующий, а не основной характер.
Следующая