КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА

КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА
восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, т. к.

духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского».
Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников.

С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери.
В духовное родство с крестными (в народной терминологии — кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его.

Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались).
Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в.

значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в.

официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями.

Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губ.).

Новости по теме:  Материнский капитал на ремонт

Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь.

Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных.

Бог счастья не даст».
По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным.

Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли.
Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников.

С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли.

Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.

По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, — «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест — символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным.

Мнение эксперта
Морозов Андрей Владиславович

Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, т. е. он не принадлежит к православной вере.

Т. А. Листова

Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

  • КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
  • КРЕСТНЫЙ СТАВРОС-КИЙОСТРОВСКИЙ мужской монастырь
к содержанию ↑

Кума родственник — все, что нужно знать о родственных связях и традициях

О традициях кумовства на Руси

Наши предки связывали со всеми значимыми периодами жизни разные предания, поверья и традиции. Так, например, существовала родильная, свадебная обрядность. Немаловажную роль отводили крещению ребенка и выбору крестных родителей для него. Наши предки верили, что от того, кого приглашали в кумовья, зависела дальнейшая судьба ребенка.

Буквально в течение нескольких дней после появления в семье ребенка родители стремились окрестить его. Обряд крещения обычно старались провести в течение трех дней после рождения ребенка. Большое значение придавали приготовлению к проведению обряда.

В некоторых губерниях существовала такая традиция: повивальная бабка купала ребенка в корыте с проточной водой, произнося заговоры, затем одевала в разрезанную отцовскую или материнскую рубаху (в зависимости от пола ребенка) и подносила отцу для благословения. После этого младенца передавали будущим куму и куме. Именно в семьях крестных жили крестники, если их родители умирали.
Отец ребенка, приглашая кого-либо в кумовья, должен был обязательно стоять.

На Смоленщине бытовало поговорка: «Кто просит в кумы, должен стоять, чтобы дети не были сиднями». Иногда будущим куму и куме преподносили хлеб и соль.
Выбор будущих крестных родителей был делом весьма ответственным, и родители ребенка тщательно обсуждали кандидатуры. Существовал целый список требований, по которым отбирали кума и куму.

Новости по теме:  Отказ от родительских прав

По традиции, крестить первенца в семье приглашали близких родственников, причем старались соблюсти следующее правило: кум должен был быть родственником по мужской линии, а кума – по женской. Родственников старались пригласить для крещения и последующих детей. Соблюдали и такое правило: кум и кума не должны были состоять в родственной связи между собой.

В кумовья приглашали уважаемых и состоятельных людей, не пьяниц –и без физических изъянов, так как считалось, что они могут передаться крестникам. В кумовья звали тех, у кого были живы предыдущие крестники, а также тех, у кого было много своих детей. В Бельском уезде Смоленской губернии бытовала поговорка: «Бери кумом, у кого много детей».

А по бездетных людей говорили: «У них дети не стоят, таких людей в кумы брать не следует». Как правило, крестными приглашали людей в возрасте от 15 лет до 45 лет. Это было связано с тем, что крестная и крестный обязательно должны были присутствовать на свадьбах крестников.

Также соблюдали запрет: крестной матерью не могла быть беременная женщина, так как, по поверью, это могло навредить будущему крестнику или ожидаемому ребенку.
Если в семье часто умирали дети, то тогда в крестные к новорожденному приглашали в буквальном смысле первого встречного. Отец младенца выходил утром из дома, шел к перекрестку – и того, кого первым встречал, звал быть кумом. Иногда в такой ситуации крестным приглашали стать нищего, причем это считалось предпочтительным.

Нищего воспринимали как божьего посланника, и это означало надежное покровительство для ребенка.
Если в семье появлялась девочка, то с особой тщательностью выбирали куму. Именно на нее возлагалась наибольшая ответственность за нравственное воспитание крестницы. Например, существовал обычай всенародно позорить крестную – в случае нецеломудрия невесты.
Одни и те же кумовья могли крестить детей в разных семьях, но это случалось редко, ведь крестные должны были нести финансовые расходы.

Как правило, кум покупал нательный крест для младенца, оплачивал совершение обряда крещения, а кума дарила ребенку рубашку и несколько аршин ситца или холста.
После крестин устраивали особый обед. Кума и куму усаживали за стол и угощали блюдами, приготовленными специально для них. На праздничный обед приглашали священника, а если крестины проходили дома, звали также соседей, родных.

Обязательными кушаньями на праздничном столе были гречневая и пшенная каши. В конце праздничного застолья кум и кума обычно обменивались подарками: кум получал платок, а кума – 10–15 копеек. Кроме того, они получали пироги от матери новорожденного и одаривали ее 10–20 копейками.
Семьи, вступившие в духовное родство, должные были уважать друг друга, ссоры между кумовьями считались большим грехом.
Кумовство накладывало определенные ограничения и на вступление в брак.

Так, например, были запрещены браки между парнем и девушкой, у которых одни и те же крестные. Но разрешали браки между детьми крестных и их крестниками. Бытовало мнение, что если кум и кума вступят в брак, то у них родятся больные дети.
В большинстве губерний Российского государства считались грехом любовные взаимоотношения между крестной матерью и отцом ребенка, между крестным и крестницей, так как после проведения обряда крещения между этими людьми устанавливалось духовное родство.

Новости по теме:  Транспортный налог по наследованию

Также в некоторых губерниях, в том числе и на Смоленщине, считалось грехом сожительство кума и кумы.
Крестники не должны были забывать о крестных, постоянно оказывали им помощь в домашних и полевых работах. Кроме того, крестным родителям преподносили подарки, приглашали на все домашние праздники. Нередко крестные жениха отправлялись вместе с женихом и его родителями свататься.

Кумовья старались всячески расхвалить жениха и его родню. Крестные и кровные родственники договаривались и о дне заручин (обручения) молодых, о подарках, которые нужно преподнести крестным и родителям. Особая роль крестным отводилась на свадьбах крестников.

Именно они отвозили приданое невесты в дом ее будущего мужа. А когда молодые приезжали после совершения венчания, то крестные благословляли их сразу же после того, как это сделают родители. За праздничным столом крестный сидел рядом с женихом, а крестная – рядом с невестой.

Они исполняли роль посаженных родителей. Кроме того, кума пекла каравай для свадебного стола, а кум часто выступал тысяцким (главным распорядителем) на свадьбе.

При подготовке материала использовались книги В. Добровольского «Смоленский этнографический сборник», СПб, ч. 2, 1894 г.; Я. Кошелева «Народное творчество Смоленщины», Смоленск, 1997 г.; сайт Russian-traditions.ru.

04.05.2013
Автор: Виктория ТИМОШЕНКОВА

к содержанию ↑

Похожие материалы

  • «Солнце на спицах, синева над головой…»
  • Плати и спи спокойно
  • Юбилей «Октября»
  • Потехе – час
  • Корову – по рогам, жену – по родам!
  • Как праздновали 1100-летие Смоленска
  • Смоленские корни династии Романовых
  • «Недаром помнит вся Россия. »
  • «Вася Тёркин – мой герой»,
  • Вечный двигатель торговли
  • Быстрее, выше, сильнее!

Водоотводные трубы проложат на улице 1-ой Пригородной во Владивостоке

Ливневую канализацию промоют на улице Иртышской

Крабовые палочки из КНР запрещены к ввозу в Приморье

В продукции выявлено нарушение

Ограничение парковки освободило полосу для движения на улице Снеговой

Водителей просят соблюдать правила дорожного движения

Два километра асфальта уложат в районе поселка Западный

Работы должны завершить в октябре

Новые люки установили на улице Героев-Тихоокеанцев во Владивостоке

42 новых знака установили в разных районах города

«Восточный Порт» инвестирует в подготовку отраслевых специалистов

В компании трудится более двух тысяч жителей Находки, включая её микрорайон — поселок Врангель

Важные новости

Масштабные международные соревнования стартовали в Приморье

23.07.2024Другие новости

Следующая
Семейное правоМолочная кухня в Новосибирске

Добавить комментарий