КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА
КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА
восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, т. к.
духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского».
Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников.
С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери.
В духовное родство с крестными (в народной терминологии — кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его.
Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались).
Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в.
значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в.
официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями.
Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губ.).
Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь.
Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных.
Бог счастья не даст».
По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным.
Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли.
Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников.
С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли.
Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.
По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, — «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест — символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным.
Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, т. е. он не принадлежит к православной вере.
Т. А. Листова
Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
- КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
- КРЕСТНЫЙ СТАВРОС-КИЙОСТРОВСКИЙ мужской монастырь
Кума родственник — все, что нужно знать о родственных связях и традициях
О традициях кумовства на Руси
Наши предки связывали со всеми значимыми периодами жизни разные предания, поверья и традиции. Так, например, существовала родильная, свадебная обрядность. Немаловажную роль отводили крещению ребенка и выбору крестных родителей для него. Наши предки верили, что от того, кого приглашали в кумовья, зависела дальнейшая судьба ребенка.
Буквально в течение нескольких дней после появления в семье ребенка родители стремились окрестить его. Обряд крещения обычно старались провести в течение трех дней после рождения ребенка. Большое значение придавали приготовлению к проведению обряда.
В некоторых губерниях существовала такая традиция: повивальная бабка купала ребенка в корыте с проточной водой, произнося заговоры, затем одевала в разрезанную отцовскую или материнскую рубаху (в зависимости от пола ребенка) и подносила отцу для благословения. После этого младенца передавали будущим куму и куме. Именно в семьях крестных жили крестники, если их родители умирали.
Отец ребенка, приглашая кого-либо в кумовья, должен был обязательно стоять.
На Смоленщине бытовало поговорка: «Кто просит в кумы, должен стоять, чтобы дети не были сиднями». Иногда будущим куму и куме преподносили хлеб и соль.
Выбор будущих крестных родителей был делом весьма ответственным, и родители ребенка тщательно обсуждали кандидатуры. Существовал целый список требований, по которым отбирали кума и куму.
По традиции, крестить первенца в семье приглашали близких родственников, причем старались соблюсти следующее правило: кум должен был быть родственником по мужской линии, а кума – по женской. Родственников старались пригласить для крещения и последующих детей. Соблюдали и такое правило: кум и кума не должны были состоять в родственной связи между собой.
В кумовья приглашали уважаемых и состоятельных людей, не пьяниц –и без физических изъянов, так как считалось, что они могут передаться крестникам. В кумовья звали тех, у кого были живы предыдущие крестники, а также тех, у кого было много своих детей. В Бельском уезде Смоленской губернии бытовала поговорка: «Бери кумом, у кого много детей».
А по бездетных людей говорили: «У них дети не стоят, таких людей в кумы брать не следует». Как правило, крестными приглашали людей в возрасте от 15 лет до 45 лет. Это было связано с тем, что крестная и крестный обязательно должны были присутствовать на свадьбах крестников.
Также соблюдали запрет: крестной матерью не могла быть беременная женщина, так как, по поверью, это могло навредить будущему крестнику или ожидаемому ребенку.
Если в семье часто умирали дети, то тогда в крестные к новорожденному приглашали в буквальном смысле первого встречного. Отец младенца выходил утром из дома, шел к перекрестку – и того, кого первым встречал, звал быть кумом. Иногда в такой ситуации крестным приглашали стать нищего, причем это считалось предпочтительным.
Нищего воспринимали как божьего посланника, и это означало надежное покровительство для ребенка.
Если в семье появлялась девочка, то с особой тщательностью выбирали куму. Именно на нее возлагалась наибольшая ответственность за нравственное воспитание крестницы. Например, существовал обычай всенародно позорить крестную – в случае нецеломудрия невесты.
Одни и те же кумовья могли крестить детей в разных семьях, но это случалось редко, ведь крестные должны были нести финансовые расходы.
Как правило, кум покупал нательный крест для младенца, оплачивал совершение обряда крещения, а кума дарила ребенку рубашку и несколько аршин ситца или холста.
После крестин устраивали особый обед. Кума и куму усаживали за стол и угощали блюдами, приготовленными специально для них. На праздничный обед приглашали священника, а если крестины проходили дома, звали также соседей, родных.
Обязательными кушаньями на праздничном столе были гречневая и пшенная каши. В конце праздничного застолья кум и кума обычно обменивались подарками: кум получал платок, а кума – 10–15 копеек. Кроме того, они получали пироги от матери новорожденного и одаривали ее 10–20 копейками.
Семьи, вступившие в духовное родство, должные были уважать друг друга, ссоры между кумовьями считались большим грехом.
Кумовство накладывало определенные ограничения и на вступление в брак.
Так, например, были запрещены браки между парнем и девушкой, у которых одни и те же крестные. Но разрешали браки между детьми крестных и их крестниками. Бытовало мнение, что если кум и кума вступят в брак, то у них родятся больные дети.
В большинстве губерний Российского государства считались грехом любовные взаимоотношения между крестной матерью и отцом ребенка, между крестным и крестницей, так как после проведения обряда крещения между этими людьми устанавливалось духовное родство.
Также в некоторых губерниях, в том числе и на Смоленщине, считалось грехом сожительство кума и кумы.
Крестники не должны были забывать о крестных, постоянно оказывали им помощь в домашних и полевых работах. Кроме того, крестным родителям преподносили подарки, приглашали на все домашние праздники. Нередко крестные жениха отправлялись вместе с женихом и его родителями свататься.
Кумовья старались всячески расхвалить жениха и его родню. Крестные и кровные родственники договаривались и о дне заручин (обручения) молодых, о подарках, которые нужно преподнести крестным и родителям. Особая роль крестным отводилась на свадьбах крестников.
Именно они отвозили приданое невесты в дом ее будущего мужа. А когда молодые приезжали после совершения венчания, то крестные благословляли их сразу же после того, как это сделают родители. За праздничным столом крестный сидел рядом с женихом, а крестная – рядом с невестой.
Они исполняли роль посаженных родителей. Кроме того, кума пекла каравай для свадебного стола, а кум часто выступал тысяцким (главным распорядителем) на свадьбе.
При подготовке материала использовались книги В. Добровольского «Смоленский этнографический сборник», СПб, ч. 2, 1894 г.; Я. Кошелева «Народное творчество Смоленщины», Смоленск, 1997 г.; сайт Russian-traditions.ru.
04.05.2013
Автор: Виктория ТИМОШЕНКОВА
Похожие материалы
- «Солнце на спицах, синева над головой…»
- Плати и спи спокойно
- Юбилей «Октября»
- Потехе – час
- Корову – по рогам, жену – по родам!
- Как праздновали 1100-летие Смоленска
- Смоленские корни династии Романовых
- «Недаром помнит вся Россия. »
- «Вася Тёркин – мой герой»,
- Вечный двигатель торговли
- Быстрее, выше, сильнее!
Водоотводные трубы проложат на улице 1-ой Пригородной во Владивостоке
Ливневую канализацию промоют на улице Иртышской
Крабовые палочки из КНР запрещены к ввозу в Приморье
В продукции выявлено нарушение
Ограничение парковки освободило полосу для движения на улице Снеговой
Водителей просят соблюдать правила дорожного движения
Два километра асфальта уложат в районе поселка Западный
Работы должны завершить в октябре
Новые люки установили на улице Героев-Тихоокеанцев во Владивостоке
42 новых знака установили в разных районах города
«Восточный Порт» инвестирует в подготовку отраслевых специалистов
В компании трудится более двух тысяч жителей Находки, включая её микрорайон — поселок Врангель
Важные новости
Масштабные международные соревнования стартовали в Приморье
23.07.2024Другие новости
Следующая