МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Для нормальной жизни любого общества необходим определенный порядок, урегулированность общественных отношений, которые достигаются с помощью социальных норм, определяющих правила поведения людей. Однако эти нормы действуют лишь тогда, когда они выполняются. Необходимость сообразования каждым членом общества своих поступков с установленными в нем правилами поведения, а также осознание им возможности наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения обусловливает существование такого общественного явления, как государственное принуждение.
Государственное принуждение — осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддерживания в нём организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства.
Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов. В течение столетий право и насилие отожествлялись, особенно — в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. И не случайно богиня правосудия Фемида держит в одной руке весы, на которых взвешивается право, а в другой — меч, как символ его защиты, силы.
По образному выражению Р. Иеринга, «меч без весов есть голое насилие, весы без меча — бессилие права». С появлением государства, законодательства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется уполномоченными на то государственными органами, выступает одним из методов управлением гражданским обществом.
Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрала и которому следует то или иное лицо. Без принуждения не может обойтись ни одно государство.
В литературе есть точка зрения, что если законодательство последовательно и четко выражает идею справедливости и свободы, то государственное принуждение к соблюдению юридических норм будет оправданным и в свою очередь справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол. В основном это выражено в государствах с тоталитарным режимом.
Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии. Например, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей (если это не образует состав преступления). Естественной формой реакции общества на такое поведение является применяемое в отношении данного лица государственное принуждение — к исполнению возложенных на человека, но невыполненных им юридических обязанностей (принудительное взыскание алиментов на воспитание ребенка, принудительное изъятие вещи у незаконного владельца и передача ее собственнику и т.д.).
В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные принудительные акции могут применяться и не в связи с правонарушениями и явными аномальными явлениями. Например, в целях предупреждения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности — таможенные досмотры, досмотры багажа в аэропортах, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися из мест лишения свободы и др. Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет некоторые особенности.
Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом.
Основным, главным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме.
В этих актах установлены виды, и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, права граждан на защиту. Чем чётче и яснее (полнее) регламентирована процедура государственного принуждения, тем надёжнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными лицами.
В-четвёртых, оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено, прежде всего, на воспитание добропорядочного гражданина.
Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает:
- а) предупреждения правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно правовых мероприятий — осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.);
- б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения — задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие у него орудий преступлений и т. д.)
- в) правовосстановление, то есть восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление доброго имени и д.р.); г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определённых лишений (лишений свободы штраф и д.р.).
Прокурор разъясняет — Прокуратура Кемеровской области
Административное принуждение — один из видов государственного принуждения, состоящий в применении специально уполномоченными на это органами или их представителями принудительных мер, предусмотренных нормами административного права. Для административного принуждения характерно то, что оно применяется к лицам (организациям, учреждениям), по отношению к которым орган, обладающий административной властью, не является вышестоящим в порядке ведомственной (служебной) подчиненности и не обладает дисциплинарной властью. Обычно различают три вида мер административного принуждения: а) административные взыскания, применяемые в целях наказания лиц, виновных в совершении административных правонарушений (предупреждение, штраф, административный арест и др.).
От мер наказания, применяемых судом за совершение преступлений, они отличаются меньшей репрессивностью, не влекут судимости; б) меры административного пресечения, применяемые в целях принудительного прекращения правонарушений (приостановление работы предприятия, цеха при обнаружении грубых нарушений правил противопожарной безопасности; приостановление эксплуатации технически неисправного автотранспорта; запрещение использования помещений и технических средств, предназначенных для проведения секретных работ, в случаях несоответствия их требованиям режима секретности; закрытие ведомственных радиостанций, работающих с незарегистрированными радиопозывными и т.д. Специфической мерой пресечения административно-процессуального характера является административное задержание; в) административно-предупредительные меры, основанием для применения которых является не правонарушение, а необходимость предотвращения правонарушений или иных вредных последствий, угрожающих интересам государства, общества и граждан в особых условиях (реквизиция имущества в условиях войны или стихийного бедствия; закрытие отдельных участков границы в связи с опасностью заноса эпидемии, распространившейся на территории сопредельного государства; временное ограничение строительных и иных работ непосредственно у границы в связи с осложнившейся обстановкой и т, д.).
Информация подготовлена прокуратурой Рудничного района города Кемерово
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Сущность понятия «государственное принуждение»
Обеспечение надлежащего с точки зрения общества и государства поведения индивидов и их объединений обеспечивается различными инструментами, в том числе поощрением и иными видами стимулирования, убеждением, рекомендациями, однако в качестве необходимого инструмента обеспечения соблюдение прав личности в современном правопорядках выступает государственное принуждение.
Принуждение по своей сути выступает необходимым элементом власти. Возникновение же государственного принуждения обусловлено возникновением таких институтов, как государство и право. Ввиду объективных причин на определенном этапе своего развития, когда произошли общественное разделение труда, возникновение частной собственности и иные значимые социально-экономические преобразования, общество стало не способно существовать без специальных институтов, которые бы обеспечили закрепление начинающегося разделения и выступили бы основой компромисса при взаимодействии разных социальных групп.
Таким инструментом стало государственное принуждение.
В самом общем виде принуждение можно охарактеризовать как инструмент воздействия на подведение индивида для подчинения его воли принуждающего субъекта. Государственное принуждение выступает разновидностью принуждения социального. Государственное принуждение – это относительно жесткий инструмент социального воздействия, который имеет своей целью обеспечение воли государства.
При этом необходимо отметить, что в демократическом обществе воля государства должна соответствовать запросам народа, отражать его ценности и идеалы и защищать его интересы.
«Государственное принуждение и юридическая ответственность» Помощь эксперта по теме работыРешение задач от ИИ за 2 минутыНайди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Государственное принуждение обеспечивается функционированием специального аппарата принуждения в рамках и соответствии с процедурой установленной законом.
Государственное принуждение следует рассматривать как сложное явление:
- с одной стороны, властные субъекты (должностные лица и органы публичного управления) применяют меры принуждения;
- с другой стороны, индивиды и их объединения претерпевают государственное принуждение для обеспечения в том числе собственных интересов.
По своему содержанию государственное принуждение является внешним воздействием психического, физического, организационного или иного характера на сознание, волю и действия или бездействие субъекта правоотношений.