Права детей с ограниченными возможностями здоровья: поддержка, защита и развитие

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются соответствующей адаптированной образовательной программой, а инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образование может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким детям также предоставляется доступ к инклюзивному образованию — совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья.

Образовательные организации обязаны обеспечить условия доступности для инвалидов объектов, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также оказание им при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Педагогические работники должны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями.

Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

К детям данной категории (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) не применяются меры дисциплинарного взыскания (например, таких детей нельзя отчислить).

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В штатное расписание организаций, в которых обучаются такие несовершеннолетние, вводятся штатные единицы различных специалистов (например, учитель-логопед).

Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и других обучающихся создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При получении образования предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, а также при необходимости услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, психолога, дефектолога.

Дети с ОВЗ, обучающиеся в общеобразовательных организациях (школах), в период обучения обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, при получении образования на дому такое питание может быть заменено на денежную компенсацию.

В частности, разъясняется следующее.

Обеспечительные меры могут быть приняты судом по требованиям как имущественного, так и неимущественного характера, в том числе требованиям о признании права, возложении обязанности совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения.

Такие меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, поэтому для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений по существу спора. Заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления негативных последствий, для предотвращения которых предназначены обеспечительные меры.

Новости по теме:  Государственная программа РФ Содействие занятости населения

Заявление о принятии обеспечительной меры может быть удовлетворено только при наличии связи соответствующей меры с предметом заявленного требования (например, применительно к требованию о сносе самовольной постройки может быть наложен запрет на производство строительных работ, но не арест денежных средств на счете).

Мнение эксперта
Морозов Андрей Владиславович

Мера в виде запрета совершать определенные действия должна иметь своей целью защиту интересов заявителя или иных лиц, а не создание ответчику необоснованных препятствий для осуществления законной деятельности.

В гражданском и арбитражном процессе суд не вправе принять иную обеспечительную меру, нежели указана в заявлении заинтересованного лица, однако может удовлетворить заявление в части. В административном судопроизводстве суд не связан указанным заявителем видом меры предварительной защиты и при наличии предусмотренных законом оснований вправе принять другую меру, которая, по мнению суда, является более эффективной с учетом обстоятельств дела.

Содержащееся в процессуальных кодексах указание на то, что обеспечительные меры действуют до фактического исполнения судебного акта, не препятствует их отмене, если суд, в том числе по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица, придет к выводу об отсутствии оснований для их дальнейшего применения.

В постановлении рассмотрен также широкий круг других вопросов, касающихся оснований и порядка принятия и отмены судами обеспечительных мер.

Прокуратура Хвойнинского района

к содержанию ↑

Детям с ограниченными возможностями здоровья

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица.

Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».

Понятие «инвалид»
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

1. Основные виды стойких расстройств функций организма
нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль);
нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
2.

Основные категории жизнедеятельности человека
К ним относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени.

I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;

Новости по теме:  Всё, что вам нужно знать о страховой пенсии

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.

Присвоение группы инвалидности
На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.

Мнение эксперта
Морозов Андрей Владиславович

Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе.

При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ».

В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

Новости по теме:  Заполняем заявление на распоряжение материнским капиталом на Госуслугах: простая инструкция

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

к содержанию ↑

Информация по обеспечению прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ

В Российской Федерации социальное обеспечение и защита прав инвалидов являются одним из приоритетных направлений правовой политики государства. Закрепляется приверженность идее равенства прав и свобод всех членов общества и инклюзии в них инвалидов вне зависимости от состояния здоровья и их права на получение всех видов социальных услуг, включая образовательные. Формирование условий их доступности для детей-инвалидов основывается на понимании того, что они могут и должны быть включены в современный социум и пользоваться его благами.

Одним из приоритетных направлений правовой политики Российского государства является создание условий, необходимых для предоставления детям-инвалидам равного доступа к образованию с учетом особенностей их психофизического развития.

Права ребенка, предусмотренные семейным законодательством, определяют его семейно-правовой статус и заключаются в предоставляемой возможности быть субъектом семейных правоотношений. Причем охрана и защита различаются по способам их обеспечения. Охрана прав ребенка регулируется трудовым, административным, гражданским и другим законодательством, тогда как защита несовершеннолетнего в семейно-правовой сфере осуществляется семейным законодательством.

Но это обстоятельство не исключает, а наоборот, предполагает тесную взаимосвязь охраны и защиты прав ребенка, так как она определяет условия для благоприятного развития детей, а защита как действие имеет место в случае нарушения их прав.

Первым правовым документом, защищающим права детей, была Декларация прав ребенка 1959 года, закрепившая положение о том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», и «что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Она содержит структуру прав ребенка, состоящую из принципов, которыми должны руководствоваться все, кто заботится об осуществлении прав детей. На основе главных принципов Декларации была принята Конвенция о правах ребенка, к которой официально присоединилось большинство государств мира.

Конвенция является наиболее полным провозглашением прав детей, так как в ней закреплен правовой и социально-экономический статус ребенка, который устанавливает его возраст до 18 лет.

В ней закрепляются права ребенка на отдых и досуг, право на образование, право на социальное обеспечение, достойный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; право неполноценного ребенка на особую государственную поддержку с целью предоставления эффективного доступа к услугам в области образования, получения профессии, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в итоге наиболее полного включения такого ребенка в обычную жизнь. Декларация носила рекомендательный характер и не имела обязательной силы, поэтому 20 ноября 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписала 61 страна.

Для стран — членов ООН Конвенция является обязательным для исполнения документом, обязывающим все страны мира обеспечивать детям достойную жизнь и признавать ребенка полноправной личностью.

Следующая
Семейное правоТЕМА 1 ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Добавить комментарий