Права детей с ОВЗ
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
к содержанию ↑С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?
В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение.
Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19. Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.
к содержанию ↑В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?
При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.
Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями.
Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей. Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.
Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг.
- паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
- копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» по осуществлению необходимых образовательных услуг;
- копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги;
- копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности;
- лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).
Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год.
Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).
Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.
к содержанию ↑Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?
В соответствии со ст. 52.1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г.
№ 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении).
Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю.
Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др. Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления.
Например, это могут быть следующие документы:
- заявление о предоставлении льготы;
- справка о составе семьи;
- справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- копии соответствующих удостоверений.
В соответствии ст.18. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
к содержанию ↑Какие льготы имеют дети-инвалиды при поступлении в высшие учебные заведения?
Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются: дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.
к содержанию ↑Что положено детям с ограниченными возможностями
К социальным выплатам и льготам депутаты предложили добавить инклюзивный отдых
ПоделитьсяЧитать нас в© pixabay.com
Сейчас в детских лагерях практически нет полноценных инклюзивных смен для детей-инвалидов. Более того, есть случаи, когда ребят с ограниченными возможностями отказываются принимать в оздоровительных организациях. Конечно, это вызывает негативную реакцию родителей и общественников.
Защитить право особенных детей не просто отдыхать вместе с обычными сверстниками, но и получать таким образом жизненный опыт призван законопроект, принятый в первом чтении Госдумой 18 апреля.
Важен жизненный опыт
Подготовленный группой сенаторов и депутатов документ позволяет пресечь любые неправомерные факты отказа организациями детского отдыха в приеме детей-инвалидов. Парламентарии справедливо полагают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья есть полное право отдыхать вместе со сверстниками, общаться с ними и получать жизненный опыт.
«Число детей-инвалидов ежегодно увеличивается, — сказала член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Ларионова, представляя законопроект перед коллегами. — Если в 2016 году их было 617 тысяч, то на 1 января 2024-го уже 722 тысячи. Это около двух процентов от общего количества детей в стране».
Конечно, дети с ограниченными возможностями здоровья отдыхают в загородных учреждениях, коррекционных школах или интернатах. Но это не может в полной мере обеспечить их социальную интеграцию, не помогает развить у таких ребят самостоятельность, получить жизненный опыт, считает Ларионова. «Не случайно в декабре 2022 года после встречи с представителями общественности Владимир Путин поручил Правительству предусмотреть создание условий для проведения инклюзивных смен в детских лагерях, включая необходимое техническое и кадровое обеспечение», — подчеркнула парламентарий.
По мнению первого зампреда Комитета по охране здоровья Леонида Огуля, предлагаемые нормы очень ждут родители и дети, имеющие ограничения здоровья. «Это важный и справедливый закон. При этом дети получат не только положенный им отдых, но и смогут социализироваться, подружиться со своими сверстниками, а значит, стать более уверенными», — считает Леонид Огуль.
к содержанию ↑Как создать дружелюбную атмосферу
Авторы документа предложили закрепить понятие инклюзивного отдыха детей-инвалидов, что обеспечит равный доступ к отдыху и оздоровлению любых детей. Также в проекте закона сказано, что для инклюзивного отдыха будет выделяться квота в размере не менее десяти процентов от общего количества мест в оздоровительных учреждениях. При этом каждый регион сможет самостоятельно определить, как будет распределена эта доля между организациями, учитывая наличие нужного оборудования и условий для таких детей.
А о том, что реализация законопроекта потребует модернизации инфраструктуры детских лагерей и приобретения дополнительного медоборудования, сказала Татьяна Ларионова. Поэтому предполагается, что закон вступит в силу только 1 января 2025 года, чтобы регионы могли подготовиться.
Несомненно, что для достойного отдыха ребят с ограниченными возможностями здоровья нужно создавать комфортную для них среду. Таким мнением поделилась с «Парламентской газетой» зампред Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Галина Горбатых. «Больше всего у нас страдают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ведь когда нельзя попасть в здание или участвовать во всех активностях, которые предлагают в детском лагере, это сложно назвать полноценным отдыхом», — считает эксперт.
По ее словам, чтобы такие дети без проблем передвигались по лагерю и полноценно отдыхали, нужно оборудовать лагеря пандусами, детскими игровыми площадками для детей с ограниченными возможностями, специальными туалетными комнатами и душевыми кабинами.
Кроме того, по словам Галины Горбатых, важно поддерживать атмосферу дружелюбия между юными отдыхающими. А этому помогут волонтеры и тьюторы. Так что надо предусмотреть не только современное оснащение для детских лагерей, но и организовать обучение персонала.
Следующая