Что такое прописка и можно ли обойтись без неё. Объясняем простыми словами
Постоянная прописка — это регистрация по месту жительства, когда человек постоянно проживает по одному адресу. Например, в собственной квартире или в родительском доме. При постоянной регистрации в паспорт ставится штамп, который определяет место жительства гражданина.
Постоянная регистрация не имеет срока годности, её не нужно подтверждать или продлевать. Она действует до того момента, пока человека не снимут с регистрационного учёта. Например, он меняет место жительства и переезжает, либо в случае его смерти.
Кстати, если гражданин меняет место постоянного проживания, то через 7 дней он должен сообщить об этом в отделение УФМС и зарегистрироваться по новому месту жительства.
Временная прописка — это регистрация по месту пребывания, в котором человек планирует прожить более 90 дней. Например, он переехал в другой город, арендовал квартиру и теперь планирует здесь жить несколько лет. В этом случае нужна временная регистрация.
При временной регистрации отметка в паспорте не ставится, а выдаётся специальная справка, заверенная печатью УФМС. Подробнее о том, что такое временная регистрация, как её получить, для чего она нужна, читайте в отдельной статье.
Зачем нужна прописка
Несмотря на то что россияне имеют право на свободу передвижения и могут самостоятельно выбирать места пребывания и жительства, государство всё равно интересуется, где человек живёт. Поэтому прописка в первую очередь нужна государству, чтобы вести административный учёт, — банально понимать, сколько людей где живёт.
Самому гражданину регистрация не даёт право на жилплощадь. Более того, по закону без регистрации человек имеет право пользоваться бесплатной медицинской помощью, устраиваться на работу и получать социальные услуги. Однако отсутствие прописки может сильно усложнить получение некоторых документов.
Например, без прописки непросто получить загранпаспорт, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение. Взять кредит в банке или оформить детей в школу, прикрепиться к конкретной поликлинике без постоянной прописки тоже проблематично.
Кроме этого, на адрес по месту регистрации приходят письма из государственных органов, квитанции на оплату штрафов, повестки в суд, военкомат и другие учреждения. А ещё без печати в паспорте нельзя проголосовать на выборах.
Наличие штампа даёт право на льготы. Например, обладателям московской постоянной регистрации положена социальная карта москвича. Она даёт право на скидки на проезд в общественном транспорте, в аптеках и т. д.
к содержанию ↑Как оформить прописку
Чтобы сделать прописку, подготовьте следующие документы:
- паспорт (если нет 14 лет, то родители должны предоставить свидетельство о рождении);
- документ, который служит основанием для вселения в жилое помещение. Например, договор аренды, выписка из ЕГРН о праве собственности на жилье, договор социального найма, договор о наследстве, вступившее в законную силу решение суда о вселении в жилое помещение, договор о приватизации.
Если человек прописывается не в собственную жилплощадь, то ещё потребуется согласие каждого собственника (если их несколько). Для этого составляется заявление, все собственники подписывают его лично.
Чтобы оформить постоянную регистрацию, необходимо обратиться в одно из уполномоченных учреждений с заявлением о регистрации, а именно:
- в МФЦ;
- к председателю ТСЖ или паспортисту;
- в местные органы власти (актуально для тех, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма).
Какой бы из этих вариантов вы ни выбрали, процедура оформления постоянной регистрации почти везде одинакова. Готовый пакет документов необходимо предоставить сотруднику. Он проверит их.
Если с документами всё в порядке, то он заберёт паспорт и назначит дату, когда паспорт можно будет получить уже со штампом о регистрации. Обычно процедура занимает 3–7 дней.
Лайфхак: если совсем нет времени ждать и оставаться без паспорта, обращайтесь в МВД (отделение по вопросам миграции). Тогда паспорт не придётся сдавать на несколько дней, печать ставят сразу же в отделении в день обращения. Заявление в ведомство можно подать через Госуслуги.
Сотрудник Федеральной миграционной службы во время проверки документов в рамках рейда миграционного патруля
© ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев
к содержанию ↑Можно ли выписаться в никуда
- Человек продаёт квартиру и на полученные деньги покупает квартиру в ещё строящемся доме по договору ДДУ (долевой договор участия). В таком случае человек выписывается из прошлой квартиры, но прописаться в новой он сможет только после её сдачи застройщиком;
- Если человек собирается в самом скором времени переехать в другую страну;
- Если человек прописан в квартире родственников или у друзей и эту квартиру решили продать, то можно выписаться «в никуда».
- Если жильё конфисковали в счёт долга по кредиту.
- Если человека принудительно выписывают собственники жилья.
Жить без прописки всегда — нельзя. Граждане могут проживать по месту фактического нахождения без регистрации до 90 дней — то есть оформить новую прописку нужно через 3 месяца. Если новой регистрации не будет, можно получить штраф от 3 до 5 тысяч.
Выписать в никуда могут не всех.
Во-первых, нельзя выписать несовершеннолетних детей, это запрещено. Кроме того, ребёнка можно прописать только по тому адресу, где зарегистрирован один из родителей. Например, если родители решили продать квартиру, то на ребёнка нужно оформить временную регистрацию, но опять с учётом нового места регистрации одного из родителей или опекунов.
Во-вторых, это касается граждан, сохранивших свои права на проживание при приватизации- . Например, в квартире жила большая семья. Все родственники отказались от приватизации в пользу одного человека, он в данном случае не может выписать их, если у тех нет нового жилья, где можно прописаться.
Следующая