Имеет ли учитель право оскорблять ученика
Дело такое: у нас учительница русского немного неадекватная, как мне кажется. Ситуация была, когда несколько человек написали контрольную на два, в общем-то, это, конечно, плохо, с этим не поспоришь. Учительница пришла на урок, рассказала, кто как написал, а потом больше половины уроков называла учеников-двоечников идиотами, расписывала им перспективы работы дворником, что они загубят свою жизнь и прочее .
На это ушло 30 минут, отведенные для темы урока, при этом самооценка учеников упала мгновенно. В последние 10 минут она задала один номер, не объясняя тему, а предоставляя нам разбираться. По этой теме контрольная через 3 дня — написало на два уже чуть больше, вследствии чего — опять ор, занимающий едва ли не весь урок.
Учительница постоянно сравнивает нас с остальными классами, причем не в нашу пользу, говорит о том, что всех нас нужно в класс коррекции, хотя у нас в классе три отличника (я, еще одна девочка, и мальчик), всего несколько троечников, которые иногда скатываются на 2, а все остальные стабильно учатся на 3-4-5.
Меня оскорбления обходят стороной, но мне жутко неприятно слышать, как учительница при всех называет отдельных учеников «тупыми, умственно отсталыми» и пр.
Возможно ли на нее пожаловаться кому-нибудь? Запрещено ли учителям оскорблять и унижать учеников подобным образом? (Потому что три года назад, когда у нас была другая учительница, все обожали русский, и троек почти не было, теперь же, с новой учительницей все его ненавидят, а мотивация учиться близится к нулю.)
В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.
Право на уважение человеческого достоинства
Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.
Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?
В соответствии со ст.
45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.
Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.
Шаг первый.
Если учитель в целом адекватный, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.
Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить привлечь к дисциплинарной ответственности.
Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался крайним — попробуйте привлечь других родителей.
Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не сможет спустить на тормозах подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.
Шаг третий.
Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей.
В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.
Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.
Последствия
После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:
1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, ин
Егор БулычевЗнаток (495) 1 год назад
к содержанию ↑Как защитить учителя от неправомерного поведения ученика?
Проконсультируйте, пожалуйста, по заданию- вопросу для написания работы.
Как можно защитить права педагогических работников от неправомерных действий учащихся (оскорбления словесные или в действиях, нападки, толкнул, ударил, явное выражение неуважения) по нормам законов? Теоретически ужесточить наказания за действия именно по отношению к педагогическим работникам? Можно ли им сделать подобный статус как, например, у полицейского? Возможно ли сделать это на уровне субъекта РФ?
ПоделитьсяПоделитесь со своими друзьями юридической информацией.
Здравствуйте, Алена В настоящее время учитель может и имеет право защититься от неправомерного поведения ученика, прибегнув к помощи Конституция РФ, ГК РФ, ТК РФ и грамотных консультаций толкового юриста.
Защитить нарушенные права учителя (оскорбления словесные или в действиях, нападки, толкнул, ударил, явное выражение неуважения и т. п.) в силах помочь Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и т. д.
Учитель будет в силах противостоять незаконным действиям ученика, если будет знать свои права.
Ссылаясь на нормы действующего трудового законодательств, учитель вправе пресекать попытки ученика и его родителей навязать ему дополнительные обязанности.
Учителю следует, вместо устных решений и обещаний, оформлять все свои решения письменно и обязательно оставлять у себя их копии.
В случае, если учителю поручают взять классное руководство, то ему необходимо обратить внимание и принять к сведению, что согласно постановлению № 854 Правительства РФ от 30.12.2005, учитель вправе отказаться от классного руководства как по личным, так и по профессиональным причинам.
Если ученик оскорбил учителя, то учителю следует руководствоваться ст. 130 УК РФ, согласно которой учитель вправе обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства.
В случае, если распространяется заведомо ложная, искаженная, пророчащая учителя информация, то учитель имеет полное право отстаивать свои права в суде согласно закону (см. ст. 129 УК РФ), если не удастся мирно решить указанную проблему (в том числе, поговорив с родителями ученика и предупредив их о том, что намерены обратиться в суд).
Ответить
Алена, прошу принять во внимание следующее — при написании работы укажите, что в настоящее время ст. ст. 129 и 130 УК РФ утратили силу, клевета теперь — это ст. 128.1. УК РФ, а оскорбление — ст. 5.61 КоАП РФ.
Ответить
Что касается Ваших вопросов (цитирую Вас): «Теоретически ужесточить наказания за действия именно по отношению к педагогическим работникам? Можно ли им сделать подобный статус как, например, у полицейского? Возможно ли сделать это на уровне субъекта РФ?» — это всё теоретически возможно сделать, приняв на государственном уровне соответствующие законодательные акты, закрепив их должным образом согласно норм действующего законодательства Российской Федерации.
Ответить
В настоящее время, как мне кажется, педагог, работающий в классе один на один с учениками, находится в уязвимом положении. Порой более уязвимом, чем ученики. Нынешние дети очень много знают о своих правах, об их защите — ведь об этом трубят с экранов телевизоров, пишут в интернете, в печатных СМИ.
Однако детей не учат (родители прежде всего) уважать права другого человека — на неприкосновенность, на тактичное, гуманное и вежливое обращение, на физическую неприкосновенность.
Полагаю, в нынешней ситуации помогло бы введение видеозаписей занятий в школе. Поскольку класс — общественное место, то противозаконно в этом ничего нет. А знание и ученика и учителя о том, что ведется запись послужило бы сдерживающим фактором.
В настоящее время нет специального регулирования для правонарушений и преступлений, совершенных именно учениками (учащимися) в отношении именно учителей (педагогов). Для них действуют, как и для всех других «не специальных» потерпевших, нормы УК РФ и нормы КоАП и нормативных актов субъектов. Чтобы ввести специальное регулирование, нужно внести соответствующие изменения в закон.
В отношении преступлений однозначно можно сказать, что внесение изменений в уголовный закон возможно только путем принятия федерального закона, поскольку согласно ст. 71 Конституции РФ вопросы уголовного законодательства относятся к ведению федерации.
А вот вопросы административного законодательства находятся в сфере совместного ведения федерации и ее субъектов, а значит, законодательные органы субъектом могут принимать собственные нормативные акты, регулирующие такие правоотношения.
Пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению РФ отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст.
1.3. 1 КоАП к ведению субъектов РРФ относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Т.
о. субъекты могут принять соответствующий нормативный акт, в котором определить какие действия в отношении учителя (педагога) являются административным правонарушением и какое административное наказание за это полагается, при условии, что такие действия не подпадают под действие КоАП или УК РФ.
Ответить
Однако, обращаю ваше внимание, что согласно КоАП привлечение к административной ответственности возможно только с 16 лет, к уголовному — по общему правилу также с 16, по особо тяжким преступлениям — с 14 лет. Т. е.
законом субъекта невозможно изменить возраст привлечения даже к административной ответственности.
В настоящее время есть возможность привлечения родителей к административной ответственности за ненадлежащее воспитание детей, однако, его явно не достаточно.
Есть, конечно, возможность постановки на учет малолетних хулиганов в комиссии по делам несовершеннолетних, направления их в специальные учебные учреждения (с согласия родителей), но как показывает практика, эти меры малоэффективны и применимы только к явно асоцальным подросткам. Отчислить из учебного заведения ребенка, нарушающего порядок в школе, можно только с 15 лет.
Таким образом, защита учителей (педагогов) от действий учащихся в настоящее время практически ограничивается общественным порицанием, действенных мер воздействия на малолетних бузотеров не имеется. А вот учитель ограничен в своем праве защищаться, он даже «сдачи» дать (ни словесно, ни физически) не имеет права, т. к.
он взрослый, а, значит, предполагается, что заведомо сильнее ребенка (хотя это может быть вовсе не так) и законом обязан соблюдать нормы поведения, исключающие с его стороны противоправные действия.
Ответить
Александр 2025-04-07 12:12:11 Татьяна , Вот прямо сегодня написал заявление на увольнение из школы. Я больше 25 лет в педагогике, но думаю, что больше в профессию не вернусь.
к содержанию ↑Имеет право педагог оскорблять учащихся и их родителей?
На сегодняшний момент конкретных указаний к подобным ситуациям в законодательстве нет. Обычно, правила поведения педагога утверждаются в нормативной документации школы.
Но это не значит, что школьники и их родители в этом плане никак не защищены:
- ГК РФ прописывает права на защиту чести и достоинства.
- Конституция РФ (статья 21) подтверждает охрану достоинства каждой личности государством.
- В статье 34 ФЗ «Об образовании» утверждены права учеников на уважение их достоинства и защиту от физического или психологического воздействия и оскорблений.
- Статья 48ФЗ раскрывает обязанности учителя в плане соблюдения всех видов норм, следования этике и уважения достоинства коллег, учащихся и их родителей.
Таким образом, педагог не должен воздействовать на учеников:
- Криком.
- Физическими действиями.
- Оскорблениями.
- Унижением.
- Негуманным наказанием.
Если ученик нарушил какие-то правила школьной жизни, учитель в первую очередь, должен обратиться к Уставу и решать проблему с законными представителями ребенка и администрацией.
к содержанию ↑Что делать родителям, если педагог унижает ребенка?
Законные представители могут защищать интересы своего ребенка (статья 45 ФЗ), обращаясь в различные инстанции. Конкретные действия зависят от тяжести поступка учителя, действий администрации и, конечно, возможности сбора доказательств факта унижения.
Как поступить родителю, если учитель унижает ребенка:
- Подробно расспросить ученика, выяснить, действительно ли его унижает педагог. Побеседовать с одноклассниками – свидетелями правонарушения.
- Пообщаться с учителем лично, выяснить причины поступка (может, это действие было ответом на оскорбление учащимся). Объяснить, что для ребенка подобные действия унизительны.
- Если взаимопонимание с педагогом не достигнуто, обратиться с письменной жалобой к директору. В ней нужно описать все ситуации, доказывающие нарушение прав ребенка, и обратиться с просьбой о принятии мер по отношению к педагогу-правонарушителю. Желательно подкрепить утверждения доказательствами. Директор обязан расследовать ситуацию и при обнаружении факта правонарушения привлечь педагога к ответственности.
- Обратиться в комиссию по урегулированию споров, которая рассматривает жалобы не только от имени учеников, но и их родителей. Ее собирают их педагогов и родителей.
- Если все вышеуказанные шаги сделаны, а сам факт нарушения прав ребенка не разбирается или результаты расследования при наличии весомых доказательств не удовлетворяют, написать заявление в вышестоящую инстанцию управления образования или прокуратуру.
Прокурор, рассмотрев все обстоятельства дела, опросив свидетелей, виновных и потерпевших, решает, возбуждать дело или отказать в возбуждении дела. Если родители не согласны, оспорить решение прокурора они могут через суд или вышестоящему прокурору.
Важным фактором доказательства виновности учителя, являются доказательства правонарушения:
- Показания свидетелей (очевидцев).
- Видеозаписи.
- Аудиозаписи (сделанные на телефон, диктофон).
Возбудив дело, прокурор рассматривает его в течение месяца, а затем передает материалы в суд. Через 2 месяца проводится заседание с участием законных представителей ученика, виновного лица и прокурора. По решению суда педагога привлекают к ответственности или закрывают дело.
Подать апелляцию в вышестоящий суд можно в течение 10 дней.
Если суд не усмотрел в действиях педагога ничего плохого, а родитель не доверяет педагогу, то он может написать заявление на перевод ребенка в другой класс или замену учителя.
Как могут наказать педагога?
Если установлен факт правонарушения, законные представители могут потребовать, чтобы педагога привлекли:
- К дисциплинарной ответственности при рассмотрении ситуации на уровне общеобразовательного учреждения.
- Административной ответственности за оскорбление, выраженное в неприличной форме (ст.5.61 кодекса об административных правонарушениях).
- Уголовной ответственности по статье 128.1 (клевета) или по статье 156 (ненадлежащее исполнение обязанностей, связанное с жестоким обращением с несовершеннолетними), однако для таких наказаний необходимо собрать как можно больше доказательств.
- Возмещению морального вреда – при обращении в судебные инстанции.
Все-таки, поднимать вопрос унижения личности стоит. Даже если учитель не понесет наказания, сам факт недовольства со стороны законных представителей и беседа с администрацией хоть как-то повлияет на его поведение в дальнейшем.
Следующая