Никто никому ничего — заключаем соглашение об отсутствии претензий
Поставщик и покупатель, исполнитель и заказчик могут заявить, что никто из них никому ничего не должен. И факт отсутствия претензий фиксируют в дополнительных соглашениях к договору или иных документах. Но через какое-то время оказывается, что у одной из сторон претензии к контрагенту все же остались.
И озвучивают их уже в суде. Чтобы не сталкиваться с подобными ситуациями, необходимо правильно составить соглашение. И не имеет значения, что стороны прощают друг другу: начисленные по договору проценты или штрафные санкции.
В соответствии с действующим российским законодательством стороны вправе самостоятельно определять положения договора. Главное — отсутствие заведомо ничтожных или недействительных пунктов. За сторонами остается и право вносить в договор изменения, например, в виде дополнительных соглашений.
Таким же образом можно подтвердить, что у сторон нет претензий друг к другу. Еще несколько лет назад, если недовольная сторона обращалась в суд, соглашения о прощении долгов неизбежно признавали ничтожными. Но, как отмечают юристы, сейчас суды относятся к подобным делам более лояльно.
И на текущий момент времени у исполнителей и подрядчиков есть возможность доказать действительность соглашения об отсутствии претензий даже в случае, если второй стороной по договору является структура, финансируемая из федерального или муниципального бюджета. Именно так и произошло в деле № А45-443/2021. Истцом и заказчиком в данном случае была государственная организация.
Сначала представитель заказчика подписал дополнительное соглашение и подтвердил отсутствие претензий к исполнителю. А потом последовало обращение в суд с иском о взыскании неустоек. Но абсолютно все инстанции, включая Верховный суд, пришли к выводу, что заказчик злоупотребляет своими правами.
Коммерческие структуры также имеют право заявить, что не имеют претензий к другой стороне по договору. И снова судьи считают, что подобные соглашения имеют юридическую силу, как в деле № А40-264600/2018. Преемник кредитора уже после подписания соглашения о том, что все взаиморасчеты завершены, попытался предъявить претензии заемщику.
Но взыскать деньги с должника не удалось.
к содержанию ↑Внимание — содержанию соглашения
- акты приема-передачи товаров, объектов недвижимости и т. д.;
- накладные на отгрузку товаров, материалов, комплектующих;
- акты выполненных работ;
- непосредственно дополнительные соглашения к договору.
Нужно учитывать важные моменты. Например, заказчик подписал акт выполненных работ. Но за ним сохраняется право обратиться в суд с претензиями к исполнителю из-за выявленного брака или несоблюдения договорных сроков.
И Верховный суд придерживается такой же позиции.
Значит, чтобы подтвердить именно факт отсутствия претензий, необходимо подписывать дополнительное соглашение к основному договору. Юристы предлагают действовать подобным образом даже в том случае, если стороны и в дальнейшем планируют работать в рамках заключенного контракта. Соглашение только подтвердит, что на текущий момент времени стороны не имеют претензий друг к другу, а возможные спорные моменты урегулированы.
И при этом желательно не ограничиваться общими фразами, например, что у сторон нет претензий в рамках текущего договора. В будущем подобные фразы можно опротестовать в суде. Если одна из сторон не исполнила свои обязательства по договору, подтвердить факт отсутствия претензий можно при помощи соглашения о прощении долга.
Показательным примером в плане важности именно формулировок можно считать дела № А03-3315-2021 и № А45-1568/2018.
В первом случае стороны (девелопер и инвестор) ограничились общей фразой о том, что не имеют претензий друг к другу по заключенному договору. А потом застройщик подал иск в суд. И его требование взыскать с инвестора неустойку из-за задержек с финансированием признали законным.
В мотивировочной части решения судья ссылался на п. 2 ст. 9 ГК РФ.
В соответствии с данным нормативным актом сторона по договору может отказаться от осуществления некоторого права. Но данное право при этом не прекращается.
А в деле № А45-1568/2018 после подписания акта сверки представители сторон письменно подтвердили, что не будут предъявлять претензии друг к другу из-за нарушений пунктов договора, которые были зафиксированы к моменту подписания акта сверки. И далее суд принял к сведению данную приписку к акту сверки. Поставщик не смог предъявить претензии покупателю.
- если по мировому соглашению компания прощает кому-либо крупный долг, отказывается от претензий на значительную сумму, может потребоваться одобрение со стороны учредителей (участников) общества;
- акт сверки фиксирует, кто из сторон по договору и какие суммы должен партнеру на момент составления. Его подписание не означает, что стороны больше не смогут предъявлять претензии друг к другу в судебном или досудебном порядке.
Когда соглашение об отсутствии претензий суд не примет к сведению?
- одна из сторон получает реальную экономическую выгоду от подписания соглашения, а вторая при этом несет убытки. Она фактически финансирует деятельность партнера по договору;
- стороны в соответствии с соглашением теряют право обратиться в суд для защиты своих интересов. При рассмотрении дела № А48-6867/2019 судья подобное соглашение об отказе от претензий признал ничтожным, противоречащим законодательству;
- в соответствии с соглашением одна из сторон отказывается от получения алиментов на ребенка или выплат в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью.
Основанием для оспаривания ранее заключенного соглашения может стать и банкротство одной из сторон по договору.
Но нужно учитывать и то, в какой момент и как было заключено соглашение. Если до момента подписания документа стороны долго обменивались претензиями в рамках досудебного порядка, то собственно в суде соглашение могут признать и действительным. Если же уже в базовом договоре была ссылка на то, что стороны не будут предъявлять претензии друг к другу, то вероятность оспаривания соглашения в суде значительно повышается.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Следующая