Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране
Яхьяева, М. У. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране / М.
У. Яхьяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.
— 2015. — № 9 (89). — С.
908-911. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18082/ (дата обращения: 30.07.2024).
С учетом исторических особенностей развития в России сложился своеобразный механизм обеспечения прав человека, который и по сей день в значительной мере популярен у населения. Многие из ущемленных в правах граждан ищут защиты прежде всего на досудебной стадии, в органах прокуратуры, и в большинстве случаев там ее находят. Правозащитное направление надзора стало для прокуратуры приоритетным.
Сейчас прокуратура — едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.
Вместе с тем анализ статистических и иных данных свидетельствует, что страна с трудом преодолевает многолетнюю полосу правового нигилизма. Несомненное обретение последних лет в правовой сфере — позитивные тенденции, связанные с укреплением федеральных отношений, активизацией деятельности государственных структур по охране правопорядка, совершенствованием законодательной базы реформируемого общества. Однако эти процессы еще не стали необратимыми.
Государству и российскому обществу не удалось в полной мере преодолеть последствия экономического, социально-политического и духовно-нравственного кризиса, поразившего страну на начальном этапе радикальных преобразований. По-прежнему острой остается криминогенная ситуация. Немало нарушений допускается в сфере экономики и предпринимательства.
Медленно устраняются факты местничества и отступлений от требований Конституции России и федеральных законов региональными и муниципальными структурами. Не везде соблюдаются социальные и конституционные гарантии граждан [1].
Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования.
Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или принимая участие в правотворческой деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель — всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Важное значение в правозащитной деятельности прокурора придается его участию в рассмотрении дел судами. Президент России В. В.
Путин справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе» [2]. Одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения является огромное количество обращений граждан, поступающих ежегодно в органы прокуратуры, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Необходимость повышения качества судебных решений обусловливает целесообразность обеспечения большего взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.
Выступая как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением и исполнением законов, прокуратура проводит в жизнь воплощенный в законах курс по переустройству общества, выводу страны из кризиса. При этом она способствует взаимодействию законодательной, исполнительной, судебной властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти, заинтересованной в неукоснительном соблюдении законов.
Недооценка роли прокуроров в защите конституционных прав граждан является одной из причин противодействия активному участию прокуроров в рассмотрении соответствующих дел. Авторы, выступающие за ограничение правозащитной деятельности прокуратуры, обосновывают свои предложения следующими соображениями: защитой прав и свобод человека и гражданина должны заниматься суды, роль которых в жизни нашего общества все более возрастает.
Несомненно, суды играют и должны играть в этом решающую роль. Однако следует отдавать себе отчет в том, что суд не единственное средство такой защиты. Эту задачу решают различные органы и должностные лица.
Примечательно, что число обращений в органы прокуратуры, как и раньше, ежегодно превышает в несколько раз число заявлений о защите прав и свобод, направляемых в суд. Такое положение объясняется в немалой степени усложненным порядком и длительностью сроков рассмотрения дел в судах, а также неисполнением во многих случаях судебных решений. Для многих сотен тысяч и даже миллионов граждан судебное разбирательство просто недоступно из-за значительной дороговизны.
Таким образом, сегодня прокуратура просто-напросто исправляет некоторые изъяны судебной формы защиты в ходе своей внесудебной деятельности.
С нашей точки зрения, совершенно неправы те, кто считает, что правозащитная деятельность прокуратуры «подменяет право граждан на судью». В демократическом обществе должна быть «многоканальная» система охраны и защиты прав человека. Обращение в суд нельзя признать единственной формой защиты прав и свобод человека и гражданина.
Это осознали и во многих европейских странах, где существуют параллельные институты по обеспечению законности и защите прав человека. Отказ от «общего» надзора со стороны прокуратуры в условиях становления новой российской судебной системы (которое завершится не сегодня и не завтра) был бы недальновидным шагом. Скорее уж надо ставить вопрос об упрочении данной функции как одной из форм защиты прав человека и гражданина.
Ведь человек может даже не обратиться за защитой своих прав сам, но прокурорские проверки выявят нарушения, и справедливость будет восстановлена.
Нельзя признать обоснованной и попытку ограничить правозащитную деятельность прокуратуры в силу того, что, как отмечают ряд авторов, защита прав граждан в настоящее время возложена на Уполномоченного по правам человека, который и должен заниматься этой проблемой. При этом напрочь забывается то, что Уполномоченный по правам человека не имеет соответствующего аппарата и структур на местах и просто физически не в состоянии решить эту задачу.
Накопленный опыт свидетельствует, что решить многообразные задачи органы российской прокуратуры будут способны, только проведя последовательную работу с кадрами и опираясь на достижения науки.
Что касается работы с кадрами, то не вызывает никакого сомнения, что реализация целей и задач органов прокуратуры по укреплению законности в современных условиях возможна только при наличии кадрового потенциала профессионально подготовленных прокуроров и следователей, обладающих высоким уровнем юридической квалификации, опытом работы, правовой и нравственной культурой.
В последние годы идет процесс стабилизации и обновления кадров органов прокуратуры, предполагающий сочетание опытных и молодых работников.
1. Учимов В. Ю. Законность победит коррупцию — иного не дано //Парламентская газета. 2012. 16 мая.
2. Выступление Президента РФ В. В. Путина на Всероссийском совещании прокуроров // Российская газета. 2011. 13 янв.
Основные термины (генерируются автоматически): защита, свобода человека, гражданин, орган прокуратуры, правозащитная деятельность прокуратуры, суд, обеспечение законности, орган, Российская Федерация, укрепление законности.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области
Государство посредством органов прокуратуры осуществляет верховенство законов, обеспечение правопорядка.
Какую роль играют органы прокуратуры в поддержании правопорядка и законности в обществе?
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Основная функция прокуратуры надзор за исполнением законов, действующих на территории нашей страны.
Правопорядок — состояние правовой упорядоченности, согласованности системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности.
Законность — комплексное социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах.
Следует отметить, что с созданием Следственного Комитета РФ, часть надзорных полномочий прокуратуры перешла к Следственному Комитету.
Это связанно с тем, что Конституция РФ регулирует деятельность прокуратуры в организационном плане, а не в функциональной составляющей, ведь прокуратура играет знаковую роль в поддержании законности и правопорядка.
Прокуратура следит за исполнением законов ведомствами, министерствами, за соблюдением прав и свобод человека, рассматривает жалобы и заявление, а так же участвует в правотворчестве.
Прокурор, как должностное лицо, вправе осуществлять акты прокурорского реагирования для надзора, проверки нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Несомненно, прокурорский надзор играет особую роль в поддержании правопорядка и законности. По средствам актов реагирования, прокурор может, в целях соблюдения верховенства закона, соблюдения прав человека добиться отмены нормативно-правового акта нарушающие текущее законодательство.
Если же обратиться к истории создания прокуратуры, то 12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская Прокуратура.
Для прокуратуры ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
После революции в мае 1922 года Государственная Прокуратура была вновь образована, и были добавлены надзорные функции и поддержания стороны обвинения в суде.
В июне 1933 года функции прокуратуры пополнились еще рядом надзорных функций, и в 1936 прокуратура стала самостоятельным органом.
Функции прокуратуры не потерпели особых изменений со времен СССР, так же изменена идея со времен Петра I, прокуратура была создана для поддержания правопорядка в обществе, укрепления законности, антикоррупционной деятельности.
В данный момент это остается центральной направленностью в деятельности прокуратуры, необходимо отметить, что Прокуратура РФ выполняет неоценимый вклад в поддержании законности и правопорядка в обществе.
Прокуратура Владимирской области
Следующая