УПК РФ Статья 393. Порядок обращения к исполнению приговора, определения, постановления суда
УПК РФ Статья 393. Порядок обращения к исполнению приговора, определения, постановления суда
1. Обращение к исполнению приговора, определения, постановления суда возлагается на суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции.
1.1. Копия приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, и копия апелляционных приговора, определения или постановления вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня поступления копии апелляционных приговора, определения или постановления в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение. Если приговор или иное итоговое судебное решение не обжаловались, то их копии вручаются осужденному или оправданному, их защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения.
В те же сроки копии судебных решений могут быть вручены потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям при наличии ходатайства указанных лиц.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 15-ФЗ)
2. Копия обвинительного приговора направляется судьей или председателем суда в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Для исполнения приговора, определения, постановления суда в части имущественных взысканий вместе с копиями приговора, определения, постановления суда в органы принудительного исполнения Российской Федерации направляется исполнительный лист.
Исполнительный лист вместе с копиями приговора, определения, постановления суда может направляться судом для исполнения в органы принудительного исполнения Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 323-ФЗ, от 24.03.2021 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. При наличии в приговоре решения о самостоятельном следовании осужденного к месту отбывания наказания, принятого в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 308 настоящего Кодекса, копия приговора направляется судьей или председателем суда в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 271-ФЗ)
2.2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, копии обвинительного приговора направляются в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности и (или) полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
(часть 2.2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.3. В случае назначения штрафа в качестве основного или дополнительного вида уголовного наказания в целях обеспечения поступления дохода в федеральный бюджет копия резолютивной части обвинительного приговора направляется в государственный орган, являющийся администратором доходов федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 500-ФЗ)
3. Суд апелляционной инстанции обязан сообщить в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, о решении, принятом им в отношении лица, содержащегося под стражей.
4. В случае изменения приговора суда первой или апелляционной инстанции при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке к копии приговора прилагается также копия определения суда кассационной инстанции.
5. Учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, немедленно извещают суд, постановивший обвинительный приговор, о его исполнении.
6. Учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, должны извещать суд, постановивший приговор, о месте отбывания наказания осужденным.
к содержанию ↑Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Право на судебную защиту закреплено в ст. 46 Конституции Российской Федерации и гарантировано каждому. В настоящее время судами общей юрисдикции рассматривается огромное количество гражданских споров.
Рассмотрение гражданского дела по существу оканчивается принятием судебного решения, либо выдачей судебного приказа. Обязательному исполнению подлежат только вступившие в законную силу судебные постановления, которые не были обжалованы в установленный законом срок или оставлены без изменения в апелляционной инстанции. В случае изменения или отмены судебного постановления с принятием нового судебного акта судом апелляционной инстанции, исполнению будет подлежать окончательное постановление.
При рассмотрении гражданского дела в порядке приказного производства судебный приказ выдается взыскателю по истечении срока подачи возражений должником.
Исключением из общего правила являются решения, подлежащие немедленному исполнению. К таковым ст. 211 ГПК РФ относит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Суд также может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению и иное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным (ст. 212 ГПК РФ).
Судебный приказ в силу ст. 121 ГПК РФ является самостоятельным исполнительным документом и дополнительной выдачи исполнительного листа не требует. В соответствии с положениями ст.ст.
130, 428 ГПК РФ судебный приказ или исполнительный лист по просьбе взыскателя могут быть направлены для дальнейшего исполнения непосредственно судом.
Получив на руки исполнительный документ, взыскатель предъявляет его в орган или организацию, непосредственно осуществляющие исполнение. При этом нельзя забывать, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению по общему правилу составляет три года с момента вступления судебного акта в законную силу. Принудительное исполнение судебных актов в Российской Федерации возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные подразделения, куда и следует обращаться взыскателю.
Однако, в ряде случаев законодателем предусмотрено исполнение требований исполнительного документа иными лицами. При обращении взыскания на средства бюджета того или иного уровня исполнение осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством, соответствующим финансовым органом. Если взыскателю известно о имеющихся денежных средствах на счетах должника, то он может направить исполнительный документ непосредственно в банк или иную кредитную организацию.
Исполнительный документ о взыскании алиментов, денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен непосредственно взыскателем в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные платежи.
Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему судебному приставу либо в суд. Надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляют органы прокуратуры.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Московской области
Источник:
Прокуратура Московской области
Дата публикации:
4 декабря 2015, 00:00
Порядок обращения к исполнению судебных постановлений по гражданским делам
Право на судебную защиту закреплено в ст. 46 Конституции Российской Федерации и гарантировано каждому. В настоящее время судами общей юрисдикции рассматривается огромное количество гражданских споров.
Рассмотрение гражданского дела по существу оканчивается принятием судебного решения, либо выдачей судебного приказа. Обязательному исполнению подлежат только вступившие в законную силу судебные постановления, которые не были обжалованы в установленный законом срок или оставлены без изменения в апелляционной инстанции. В случае изменения или отмены судебного постановления с принятием нового судебного акта судом апелляционной инстанции, исполнению будет подлежать окончательное постановление.
При рассмотрении гражданского дела в порядке приказного производства судебный приказ выдается взыскателю по истечении срока подачи возражений должником.
Исключением из общего правила являются решения, подлежащие немедленному исполнению. К таковым ст. 211 ГПК РФ относит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Суд также может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению и иное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным (ст. 212 ГПК РФ).
Судебный приказ в силу ст. 121 ГПК РФ является самостоятельным исполнительным документом и дополнительной выдачи исполнительного листа не требует. В соответствии с положениями ст.ст.
130, 428 ГПК РФ судебный приказ или исполнительный лист по просьбе взыскателя могут быть направлены для дальнейшего исполнения непосредственно судом.
Получив на руки исполнительный документ, взыскатель предъявляет его в орган или организацию, непосредственно осуществляющие исполнение. При этом нельзя забывать, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению по общему правилу составляет три года с момента вступления судебного акта в законную силу. Принудительное исполнение судебных актов в Российской Федерации возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные подразделения, куда и следует обращаться взыскателю.
Однако, в ряде случаев законодателем предусмотрено исполнение требований исполнительного документа иными лицами. При обращении взыскания на средства бюджета того или иного уровня исполнение осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством, соответствующим финансовым органом. Если взыскателю известно о имеющихся денежных средствах на счетах должника, то он может направить исполнительный документ непосредственно в банк или иную кредитную организацию.
Исполнительный документ о взыскании алиментов, денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен непосредственно взыскателем в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные платежи.
Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему судебному приставу либо в суд. Надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляют органы прокуратуры.
© 2003-2024 Прокуратура Московской области
Все права защищены
Исполнение судебных решений и организация работы судебных приставов
В настоящее время система принудительного исполнения судебных решений признается одним из наиболее проблемных правовых институтов в России. Все чаще как в юридическом сообществе, так и в более широкой аудитории звучат голоса о том, что судебная система (в части гражданского и арбитражного судопроизводства) работает вхолостую, поскольку отсутствуют действенные механизмы реализации судебного решения. Организации и граждан, обратившихся с иском и прошедших через все судебные процедуры, в конечном итоге интересует реальное восстановление нарушенного права, а не само судебное решение в их пользу.
Принудительным исполнением решений в России занимается Федеральная служба судебных приставов, поэтому неудивительно, что основная критика направлена в адрес данной службы.
Однако в большинстве случаев подобная критика носит поверхностный характер, не идет дальше аргументов о плохих кадрах или коррупции, не затрагивает системные предпосылки низкой эффективности исполнения решений по тем или иным категориям дел. Для более взвешенного анализа существующих проблем необходим социологический подход, который с помощью количественных и качественных методов способен показать влияние ведомственных стимулов и статистических показателей на работу судебных приставов. Кроме того, критики склонны рассматривать исполнительное производство изолированно, без учета всех предшествующих стадий, на которых и могут возникать причины низкой исполняемости судебных актов.
Для анализа результативности службы и выработки рекомендаций по ее повышению коллективом Института проблем правоприменения при ЕУСПб было проведено количественное (анализ ведомственной статистики) и качественное (экспертные интервью с сотрудниками ведомства) социологическое исследование деятельности ФССП. Смешанная методология позволила дать адекватную интерпретацию статистическим данным, объяснить обнаруженные закономерности, а также установить роль статистических показателей в повседневной работе сотрудников. При работе с количественными данными использовалась агрегированная ведомственная статистическая отчетность.
Качественные данные собирались методом полуструктурированного экспертного интервью с сотрудниками ведомства разного уровня и профиля: судебные приставы-исполнители, заместители начальника отдела, начальники отдела, специалисты регионального управления, начальники отделов исполнительных производств в управлениях, IT-специалисты, розыскники, дознаватели. Доступ к данным был обеспечен центральным управлением, однако перед интервью исследователи четко позиционировали себя в качестве независимых экспертов, предоставляя гарантии анонимности. В ходе исследования были охвачены пять регионов Северо-Западного федерального округа, где было взято в общей сложности 41 интервью.
В итоге полученные данные позволили локализовать проблемы и показать, какие из них действительно обусловлены несовершенством работы ФССП, а за какие ответственны другие ведомства и организации.
Подготовленный Минюстом шесть лет назад проект Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений (2011–2020 гг.) выделяет в качестве основных проблем правовой нигилизм, коррупцию, недостаточный уровень информатизации, нехватку репрессивных мер воздействия на должника, отсутствие регуляции рынка коллекторских услуг. Хотя в целом программа не была принята, многие ее пункты тем или иным образом были воплощены. Так, появилось ограничение права управления транспортным средством в качестве меры воздействия, уровень информатизации ведомства сильно повысился, надзор за коллекторскими агентствами и ведение их реестра были переданы ФССП.
Однако все эти меры не сильно изменили ситуацию: исполняемость судебных решений по-прежнему находится на довольно низком уровне.
Поэтому в данном исследовании представлен принципиально иной подход. Социология организаций и эмпирический анализ правоприменения позволили взглянуть на проблемы ведомства под новым углом, сделав акцент на системе ведомственной отчетности и показателей, рейтинговых оценках, распределении нагрузки, кадровых проблемах, сбоях в межведомственном взаимодействии. Как показывают предыдущие исследования ИПП ЕУСПб, основные проблемы большинства правоприменительных ведомств связаны, прежде всего, с так называемой палочной системой, когда содержательная работа подменяется гонкой за показателями.
В этом смысле ФССП не только мало отличается от других ведомств, но и превосходит их по количеству отчетных показателей и степени их влияния на практику рядовых сотрудников.
Одно из наиболее важных отличий ФССП от других правоприменительных ведомств связано не столько с содержанием и количеством показателей, сколько со способами их формирования. Специфика ФССП обусловлена довольно высоким уровнем информатизации, которого удалось достичь ведомству за относительно короткий промежуток времени. Основой для формирования отчетности является не отдельная статистическая карточка, куда вносится информация о деле (как, например, карточка уголовного дела Судебного департамента), а та первичная информация, которую генерирует судебный пристав, производя действия в рамках своих должностных обязанностей.
Большинство процессуальных актов пристав-исполнитель совершает в автоматизированной информационной системе (далее — АИС) Федеральной службы судебных приставов, поэтому сбои и недостатки в ее работе прямым образом отражаются на продуктивности действий. В связи с этим одним из важных объектов исследования был процесс форсированной информатизации в ФССП, анализ накопленного положительного и отрицательного опыта по ее итогам и выдвижение предложений по ее дальнейшему развитию в рамках ведомства.
к содержанию ↑Исполнение решения суда
Что делать, чтобы исполнить решение суда?
- Быть активным. Не надейтесь, что передав исполнительный лист в службу судебных приставов, деньги сразу же поступят на счет – это редкий случай. Чтобы добиться желаемого, активно участвуйте в исполнительных действиях. Подробнее об это читайте ниже.
- Регулярно приходите на прием к судебному приставу. Судебные приставы ведут прием граждан два раза в неделю, остальное время они посвящают исполнительным действиям. Для четкой картины происходящего, знайте, что таких взыскателей у судебного пристава тысячи. Да, это так. Поэтому, если не будете регулярно приходить к приставу в часы приема, Вашим исполнительным производством заниматься не будут, оно затеряется среди остальных. Поэтому напоминайте о себе.
- Интересуйтесь ходом исполнительного производства. Просите судебного пристава ознакомить вас с материалами исполнительного производства. Это информация о том, куда судебный пристав сделал запросы и какие получил ответы. Например, Вам известны банковские реквизиты должника, однако на счету не оказалось средств. Судебный пристав сделал запрос в налоговую и узнал, что помимо известного счета, у должника имеется счет в другом банке.
- Заявлять ходатайства. Выяснив, что у должника есть счет в другом банке, заявите ходатайство об обращении взыскания на денежные средства должника. Подобные исполнительные действия судебный пристав совершает самостоятельно, но на этом примере наглядно видно, какую информацию можно получить из запроса и как ею распорядиться.
- Оспаривать действия, решения или бездействия судебного пристава. Оспаривание решений, действий, бездействий судебного пристава – отдельная категория дел, регулируемых Кодексом административного производства РФ. Гражданин может оспорить решение пристава как через вышестоящего пристава – старшего пристава территориального отделения, так и через суд. В судебном порядке получить положительное решение суда об оспаривании решения пристава сложно, поэтому обращайтесь к старшему судебному приставу. Не бойтесь тем самым восстановить против себя пристава – это обычная процедура в исполнительном производстве.
Исполнительные действия
Судебный пристав совершает следующие исполнительные действия для исполнения решения суда:
- Вызов сторон исполнительного производства к приставу повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, или иным способом доставки. Чтобы ускорить вызов должника к приставу, заявите ходатайство о выдаче на руки повестки для передачи должнику.
- Выдача лицам, участвующим в исполнительном производстве поручений по вопросам совершения конкретных исполнительных действий. Так, вы можете получить у пристава на руки поручение для передачи запроса в федеральный орган. Дело в том, что не все запросы направляются приставами в порядке межведомственного взаимодействия. Часть запросов отправляется курьерами. Для ускорения хода исполнительного производства получите такой запрос на руки.
- Запрос у сторон исполнительного производства необходимой информации;
- Рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства;
- Выход по месту нахождения должника с составлением акта в присутствии понятных.
При наличии должника пристав вручает:
— извещение о вызове к приставу,
— предупреждение об уголовной и административной ответственности,
— постановление о предоставлении сведений об имуществе предприятия-должника (в т.ч. о предоставлении бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату и подробную расшифровку активов организации с отметкой налогового органа о принятии),
— постановление о наложении ареста на расходные кассовые операции.
— изъятие наличных денежных средств из кассы предприятия. - Наложение ареста на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изъятие указанного имущества, передача арестованного и изъятого имущества на хранение;
- Розыск должника, его имущества;
- Оценка имущества, в том числе с привлечением оценщиков;
- Взыскание исполнительного сбора. Если в течение 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил содержащиеся в исполнительном листе требования, судебный пристав взыскивает с должника исполнительный сбор.
- Установление временных ограничений на выезд должника из страны;
- Установление временных ограничений на пользование должником специальным правом, например правом на управление транспортным средством;
- Запрашивать необходимые сведения (см. Таблицу)
В Таблице представлены примеры запросов, направляемых приставами, органов, куда они адресуются, а также дальнейших действий по результатам ответа на запрос.
Воспользуйтесь этой Таблицей в качестве подсказки, какие ходатайства можно заявить приставу.
Исполнительные действия судебного пристава
- о предоставлении расширенной выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о генеральном директоре, учредителях должника (ФИО, адрес, номера телефонов);
- о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
- о фактическом местонахождении должника-организации;
- о наличии у должника контрольно-кассовой техники и местах ее установки;
- о предоставлении сведений о том, является ли должник учредителем каких-либо других организаций или об участии должника в других организациях;
- о представлении сведений о расчетных, текущих и иных счетах должника в банках и других кредитных организациях;
- о своевременности сдачи должником отчетности за необходимый период по настоящее время.
- о предоставлении сведений о балансе должника на последнюю отчетную дату с приложением расшифровки активных статей баланса, в том числе дебиторской задолженности;
- о месте работы (в случае, если должник — физическое лицо).
- уведомление ИФНС № 46 об отсутствии организации-должника по юридическому адресу;
- постановление о запрете ИФНС № 46 вносить изменения в ЕГРЮЛ в отношении должника;
- постановление о привлечении к административной ответственности должника по ч. 4 ст. 14.25 КРФоАП;
- постановление о запрете на отчуждение имущества
- сведения о наличии зарегистрированных за должником транспортных средств;
- сведения об имеющихся ограничениях или обременениях на эти транспортные средства (залог, арест и т.д.);
- сведения о месте нахождения должника-организации или месте жительства должника-гражданина.
- о предоставлении сведений о наличии в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) у должника объектов недвижимости;
- сведений о наличии в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) у должника земельных участков;
- сведений о наличии в собственности у должника жилых квартир;
- сведений о наличии у должника зарегистрированных прав аренды объектов недвижимости и земельных участков;
- сведений об имеющихся ограничениях или обременениях на объекты недвижимости.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ!
к содержанию ↑Срок вступления в силу решения суда в Москве
Согласно общим правилам, сроком вступления решения судебной инстанции в законную силу считается период, во время которого может быть подана жалоба на определение суда в вышестоящие органы. Если речь идет о решении по гражданским делам, он составляет тридцать календарных дней в соответствии с требованиями статьи 321 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Отсчет периода начинается с того момента, когда было вынесено решение судом первой инстанции. В течение этого времени стороны, участвующие в тяжбах, вправе обжаловать постановление в апелляционном порядке. Для этого необходимо составить соответствующую жалобу и подать ее в вышестоящий орган.
Согласно положениям, статьи 322 Гражданского процессуального кодекса РФ, апелляционная жалоба должна обязательно содержать следующие требования:
- наименование судебной инстанции, в которою подается жалоба;
- полную информацию о лицах, подающих жалобу;
- указание на решение, которое подлежит обжалованию, и требования;
- основания признания незаконности решения нижестоящей инстанции.
Помимо этого, к жалобе прикладывается вся необходимая документация, перечисляемая в виде описи в конце апелляции. В прошении нельзя предъявлять те требования, которые не заявлялись при первоначальном заявлении.
Если документ составлен с соблюдением нормативных требований, то суд назначает рассмотрение дела на определенную дату. Следовательно, вступление решения суда в силу возможно только после того, как жалоба будет рассмотрена апелляционной инстанцией.
Следующая