Жалоба в прокуратуру
Жалоба в прокуратуру представляет собой официальный документ, содержащий информацию о нарушении законных прав гражданина или юридического лица. В свою очередь, после рассмотрения письма данный надзорный орган осуществляет проверку на наличие нарушений законодательства со стороны той организации или того человека, на которого подается жалоба.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
В настоящее время существует множество различных органов надзора и контроля, целью деятельности которых является рассмотрение заявлений граждан и разрешение их проблем. В частности, прокуратура выступает в качестве одного из них. Так, рассматриваемому органу контроля подведомственны различные вопросы, касающиеся как рассмотрения заявлений населения, так и проведения самостоятельных проверок.
Говоря о прокуратуре, отметим, что в рамках своих полномочий данный орган может осуществлять следующие виды деятельности:
- проведение проверок с целью осуществления контроля соблюдения гражданами и юридическими лицами требований законодательства;
- уголовное преследование физических и юридических лиц, нарушивших закон, совершивших преступное деяние;
- проверка нормативно-правовых актов на соответствие их содержания требованиям закона;
- работа с иными органами правопорядка, контроля и надзора и т.п.
Таким образом, целью деятельности прокуратуры является борьба с преступностью и любыми нарушениями законодательства, а также защита прав и интересов граждан. Поэтому, если права человека каким-либо образом были нарушены, гражданин может обратиться с официальным письмом в рассматриваемый надзорный орган.
Итак, в рамках настоящей статьи мы рассмотрим специфику жалобы в прокуратуру, обратим внимание на все аспекты составления документа и затронем способы его отправки в адрес правоохранительного органа.
к содержанию ↑В каких случаях и на кого можно обращаться с жалобой
Обращение с жалобой в прокуратуру на сегодняшний день – весьма распространенный способ восстановления своих прав и привлечения нарушителя к ответственности. При этом данный вид документа может предполагать в качестве нарушителей как органы власти и различные организации, так и граждан. Основания же для направления могут быть различными в зависимости от конкретного случая.
Главной особенностью же выступает наличие нарушения прав гражданина тем лицом, на которого отправляется жалоба в прокуратуру.
Если говорить о том, на кого в настоящее время чаще всего направляются жалобы в прокуратуру, можно выделить следующий список в качестве примера:
- на управляющую компанию;
- на бездействие Роспотребнадзора;
- на медицинского работника;
- на энергосбытовую компанию;
- на аптеку;
- на соседей;
- на мошенничество;
- на судью;
- на работодателя;
- на сотрудников полиции;
- на судебных приставов;
- на страховую компанию и т.д.
Примеры жалоб в прокуратуру:
Резюмируя вышесказанное, отметим, что подать жалобу можно на любое лицо, если таковое каким либо образом причинило вред и нарушило законные права гражданина, предусмотренные законодательством.
При этом не стоит направлять письмо, если разрешение возникшего конфликта входит в компетенцию иных органов надзора и контроля. Так, не пройдя нижестоящие инстанции, жалоба может быть перенаправлена в соответствующий орган для рассмотрения, что существенно затянет процесс рассмотрения обращения.
к содержанию ↑Как написать безотказную жалобу в прокуратуру?
В чем важно разобраться до обращения в прокуратуру?
Направление жалоб в органы власти и их рассмотрение регулирует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ). Он дает общие понятия, разъясняет права на обращение в госорганы и органы местного самоуправления и устанавливает порядок рассмотрения жалоб.
Но у прокуратуры, как и у других органов власти, имеется ведомственный акт – Приказ Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее – Приказ № 45). Этот документ конкретизирует требования Закона № 59-ФЗ.
Порядок рассмотрения жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов установлен ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
к содержанию ↑Как подать обращение в прокуратуру?
Ответ простой: так, как вам удобно. Подать обращение можно тремя способами.
1. Личный прием у сотрудника прокуратуры. Обращение можно принести с собой или подготовить на месте. Понадобятся два экземпляра.
Один из них вам вернут с печатью, подтверждающей прием обращения, либо с Ф.И.О., должностью и подписью сотрудника.
2. Почта России. Обращение направляется в виде ценного письма с описью вложения. В описи нужно указать, какой документ вы отправили и сколько там листов.
Тогда, если сотрудник прокуратуры потеряет вашу жалобу или приложения к ней, он уже не сможет сказать, что документа не было. Кстати, через Почту России можно направлять и электронные письма – даже выходить из дома не придется.
3. Портал госуслуг. На мой взгляд, это не лучший способ передачи обращения. Оно попадет в еще не доработанную систему внутреннего документооборота «Надзор-WEB» Генеральной прокуратуры РФ.
На отправку обращения в территориальный орган уйдет время. Иногда жалобы и вовсе не доходят.
к содержанию ↑Сколько будут рассматривать обращение?
Многие считают, что ответ на жалобу должен поступить не позже, чем через 30 дней. Но это не совсем так.
Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации (ст. 12 Закона № 59-ФЗ). В пункте 2.3 Приказа № 45 сказано, что обращения подлежат регистрации в течение 3 рабочих дней с момента поступления в прокуратуру.
Значит, срок рассмотрения может составить 33 дня.
Бывает и так: подал человек обращение в пятницу вечером. У прокуратуры есть 3 дня для его регистрации, но суббота и воскресенье – выходные, поэтому срок отсчитывается с понедельника. Выходит, на ожидание может уйти не 30 дней, а 35.
Ответ человек получит на 36-й день.
А еще есть пункт 3.4 Приказа № 45: «Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору». То есть обращение могут передать другому прокурору или вовсе в иной орган власти, который уполномочен его рассмотреть. Вот и получаем: 3 дня ждали регистрации, а потом спустя неделю обращение передано в другой орган, и там все начинается по новой.
С жалобами по уголовным делам проще. Даются те же 3 дня на регистрацию, но срок рассмотрения жалобы по ст. 124 УПК РФ составляет максимум 10 суток. Только не забываем про выходные.
к содержанию ↑Что делать, когда недоволен работой прокуратуры?
Начну с описания типичной ситуации: человек отправил в прокуратуру обращение, но ответ не получил. Или же получил, но рассчитывал-то он на другой. Недовольный гражданин садится писать вторую жалобу, добавляет туда новые доводы, критикует сотрудников прокуратуры.
Потом отправляет гневное обращение, ждет, но ответа нет. Или есть, только этот ответ ничем не отличается от первого.
Имейте в виду: действия прокурора обжалуются вышестоящему прокурору. И делать это надо правильно. Давайте учиться на примере.
Вы написали в обращении, что «управляющая компания не работает из-за Ивана». Вам приходит ответ: «Управляющая компания работает. Нарушения в действиях Ивана не обнаружены».
В порыве страсти вы начитаете новое обращение в вышестоящий орган прокуратуры: «Управляющая компания не работает из-за Ивана и Петра, который прокурор». Но вот незадача, прокуратура, что повыше, спускает обращение в прокуратуру пониже, ответ которой вас не устроил. И так из раза в раз.
Почему? А потому что в Приказе № 45 есть пункт 3.2: обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих органов прокуратуры, направляются им для проверки доводов.
Проблема возникла из-за вашей ошибки. Не надо было включать в жалобу новые доводы. Достаточно одного слова – и обращение передадут в орган, на который вам пришлось жаловаться. Как тогда быть?
Попробуйте так: скопируйте первую жалобу слово в слово. А в конце отдельным абзацем припишите: «Согласно ответу заместителя прокурора управляющая компания работает. Но с данным ответом я не согласен».
Не нужно больше ничего добавлять, исправьте только получателя. Не редактируйте текст жалобы и не критикуйте сотрудников прокуратуры, если не хотите, чтобы ваше обращение пустили по кругу.
В случае возбуждения уголовного дела действия прокурора обжалуются по ст. 125 УПК РФ. Но это уже другая история.
Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.
Фото: фотобанк Freepik/@storyset
к содержанию ↑