Женоненавистничество при понятиях
Существует фразеологизм, что в России « Полстраны сидело- полстраны ждало!». Когда в обществе от 5 до 10 % населения проходят через лагеря, принципы маргинальной культуры начинают интегрироваться в нормальное общество. Блатные нормы , которые касаются взаимоотношения полов, плотно засели не только в головах у мужчин, но и часть женщин воспринимает эти принципы как данность .
Маргинальная идеология отношения к женщине удачно прижилась на фоне домостроевских порядков.
Образ маргинала всячески романтизируется в литературе, кино, песнях и устном « народном творчестве». Это рассказы о приключениях свободолюбивых людей ведущих борьбу с ложью окружающего общества, с существующей системой, пусть не совсем приличными путями, но имеющих свой чёткий и уважаемый « кодекс чести». Нарушение данного кодекса строго осуждается и , практически мгновенно карается, что несомненно вызывает уважение наивной аудитории.
Романтизированный типаж « свободолюбивого, принципиального блатного»- явление специфически русское. В данной статье, я хочу рассмотреть влияние маргинальной идеологии на отношения между мужчинами и женщинами.
Маргинал принципиально не способен нести ответственность ни за что, тем более за долговременные отношения с женщиной и воспитание детей. Поэтому данная психологическая особенность становится признаком правильного поведения. К тому же, каждая новая женщина может быть интереснее и выгоднее чем предыдущая.
О какой-либо верности со стороны мужчины речь, принципиально не идёт. Всё «по понятиям».
Основная семья, та чей приоритет и законы важны, находится в тюрьме! И, между делом, состоит из мужиков! Семья с женщиной и детьми, которые появляются, несёт на себе функции временного пристанища и обслуги. Должен же кто-то гарантированно передачки носить при следующей отсидке. Жёны с детьми всегда сражаются за жизнь сами по себе! Иногда им что то подкидывается, но потом , при необходимости и без зазрения совести забирается обратно , плюсом, ещё часть из принадлежащего жене или детям.
В « кодексе чести» это зазорным не считается.
Презрение к женщине декларировано! Женщина- принципиально существо низшее, достойное побоев, призванное терпеть унизительные шутки в свой адрес и предназначенное для удовлетворения сексуальных и бытовых нужд нормального мужика с «правильными понятиями». Женщина обязана принять эту роль! Эта роль определена для неё «правильными понятиями» « правильного пацана ». И, ведь принимают! Принимают потому что ….это стало культурной нормой в определённой среде, и передаётся от матери к дочери.
Сексуальные отношения с женщиной строго регламентированы. Если со «своей» женщиной « правильный пацан» обязан соблюдать определённое « целомудрие», то все остальные входят в категорию « шкуры» и должны быть максимально использованы « и в хвост, и в гриву». Использованные « в гриву » презираются ещё больше и легко передаются в пользование друзьям или желающим.
Правильная, с точки зрения «понятий» женщина, секса хотеть не может! Или ,в крайнем случае, может, но только со своим мужчиной , который её первый и «раскупорил». Женщина имевшая до встречи с «правильным пацаном» больше одного партнёра « конченая проститутка». Женщина с нормальной, здоровой и развитой сексуальностью всегда только» проститутка»! И не важно чем она на самом деле занимается.
Нормальной считается женщина с асексуальным поведением.
Придерживающиеся «понятий» мужчины, на протяжении своей жизни неоднократно вступают в интимные половые связи с другими мужчинами. По собственному желанию , регулярно и без принуждения. У некоторых есть постоянные партнёры, которых «подкармливают» взамен на сексуальные услуги.
На свободе, не каждой женщине выпадает такая честь.
Забрать и присвоить часть имущества любовницы является нормой! Взятые по просьбе маргинала или «принявшего правильные понятия» , кредиты никто не будет помогать отдавать! Понятия этого не предусматривают! Это «правильное» и одобряемое « семьёй» поведение и отношение к женщине. Существует выражение «Лох-это судьба», поэтому данные маргиналом обещания никогда не будут выполнены. К тому же, он не обещал никого не обманывать.
Конструктивный диалог с подобной личностью не возможен. Маргинал действительно много не понимает по природе своей. Но, очень хорошо чувствует, что вы пытаетесь от него что то потребовать, тем самым выходите из роли « ресурса» и кроме агрессии это не вызывает никакой другой реакции.
Договориться с маргиналом можно только одним способом, он должен почувствовать что вы сильнее. В прямом смысле. Эти люди принимают во внимание только силу ( как и силу угрожающей им власти) , и никакого уважения к интересам другой личности испытывать не способны.
А женщина- априори слабее. Особняком в блатной культуре стоит «культ матери», со всем экспрессивным расписыванием этого образа. Кажется, что чувство к матери , единственное человеческое, что сохранилось в уродливой душе! Мать единственная кто всегда пожалеет и всё простит.
Кажется, что её одну щадят «преданные рейху» люди, в своём цинизме. Но всё это только дымовая завеса и ложь. Как правило мать также побивается, живёт на свои ограниченные средства , часть которой уходит на поддержку взрослого мужика .
Маргиналы живут на износ. Они часто истерики и неврастеники. Способность «психануть» и унизить того, кто , сдачи дать не может, повышает, уровень уверенности в своём авторитете ,в своих же глазах.
Держать бабу «в ежовых рукавицах», постоянно лупить детей, самое подходящее для реализации этой способности занятие. Мужик с «понятиями»- максимально брутален и груб. Сниженный уровень интеллекта компенсируется агрессией.
Идеи «блатной», маргинальной культуры возводят женоненавистничество в культ. Дети выросшие в семьях с «понятиями» , воспринимают их как общественную норму, даже учитывая , что сами когда то настрадались. Мальчики, часто идут по стопам отца, продолжают «его дело».
Девочки с травмированной психикой, воспринимают женоненавистничество по отношению к себе , как норму.. Редко и тем, и другим удаётся создать свои семьи с другим сценарием.
Хочется пожелать всем, попавшим под влияние данной субкультуры, хорошо подумать; На сколько правы относительно своего отношения к женщинам, «правильные пацаны», которые большую часть жизни живут в лесу и занимаются сексом с другими ,пускай « неправильными», мужиками.
Желаю всем душевного здоровья!
к содержанию ↑Записки заключенного: арестантская диалектика
Заключенные живут по строгим правилам — понятиям, которые необходимо соблюдать, несмотря на то, что они нигде не прописаны.
Василий Винный, специально для Sputnik.
Возможно, этот материал многим покажется спорным, поэтому сразу хочу отметить, что при его написании я опирался исключительно на свои наблюдения и умозаключения, сделанные зеками, с которыми я встречался за время отсидки. Никакой специальной литературы я не читал, чтобы не портить впечатление от увиденного в МЛС…
Немного общих размышлений
У Иммануила Канта есть термин: «категорический императив» — высший нравственный закон, обязательный к исполнению любым человеком. Это же определение вполне может подойти и для зоновских понятий.
27 декабря 2018, 14:14
Понятия — больная тема для заключенных. Из-за них периодически возникают споры, которые бывает трудно разрешить. Опираясь на эти правила, в тюрьмах и лагерях решают человеческие судьбы.
Понятиями стараются охватить все сферы жизни заключенных. А «правильные» люди должны жить по этим законам не только за решеткой, но и на воле.
Как таковые, понятия нигде не прописаны, по крайней мере, я или кто-нибудь из тех, с кем я сидел, не видели документа, описывающего их. По ним просто живут: кое-что взято из фильмов про 90-е, многое передается от старых сидельцев молодым, что-то додумывается по ходу срока и опирается на опыт отсиженных лет. И все это оставляет большие возможности для спекуляции.
Обычно в подобных спорах прав тот, у кого лучше подвешен язык.
к содержанию ↑По «мастям»
Во многих сферах, которые регулируются понятиями, нет четких и окончательных определений, хотя сами эти вопросы жизненно важны для зоны. Например, плохо обстоит дело с обозначением категории «мужик». Казалось бы, в чем проблема — мужик, он и в Африке мужик, да и что такого важного в этом определении?
Но дело в том, что зеки делятся на несколько «мастей» (своеобразные социальные классы), статус и функции которых довольно сильно разнятся. Переход из одной «масти» в другую может быть только вниз. Это разделение сохраняется и на свободе.
Низшая категория осужденных — так называемые «опущенные» или же «петухи». Они делают самую грязную работу, оказывают сексуальные услуги другим заключенным и абсолютно бесправны. Вторая «масть» — «нечисть» (конечно, многие не выводят этих людей в отдельный социальный класс, но, по моим наблюдениям, нечисть — это все-таки «масть»): «крысы» — укравшие у своих, «черти» — не следящие за собой, в общем, люди, грязные морально и физически.
Третья, «мужики» — костяк зон и девяносто процентов населения. Четвертая масть — блатные, высшая каста в МЛС, которая решает вопросы «по понятиям», служит воровской идее и должна идти в борьбе с милиционерами до победного конца, ну или уметь с ними договориться так, чтобы было хорошо «мужикам». Пятая «масть» — это воры в законе, короли преступного мира.
Чтобы стать вором, человек должен «идти по жизни ровно», поскольку перед «коронацией» по всем лагерям и тюрьмам идут «малявы» (записки), где говорится, кого хотят сделать королем, и спрашивают, «знает ли кто-нибудь косяки за ним»? И если все чисто, то человеку надевают «воровскую корону».
18 декабря 2016, 09:45
Почему некоторые не выделяют «нечисть» в отдельную «масть»? Потому что, в принципе, и «черти», и «крысы» остаются «мужиками», несмотря на то, что относятся к ним немногим лучше, чем к «опущенным». «Коней» (слуг) тоже довольно часто набирают из этой категории граждан, хотя не всегда. Но нормальными «мужиками» «нечисть» уже никогда не станет, потому что попадают в разряд «крыс» и «чертей» за определенные поступки и соответствующее отношение к жизни.
Поэтому многие выносят «нечисть» в отдельную «масть».
«Козлы» — заключенные, сотрудничающие с администрацией и занимающие какую-либо должность при ней, по понятиям, — тоже отдельный социальный класс. Хотя в жизни о том, что зеки, занимающие должности, не дотягивают даже до «мужиков» вспоминают редко, тихо и только в узком кругу, ну или во время ссор с «козлами».
к содержанию ↑«Мужской» вопрос
Поскольку практически во все социальные группы попадают за какие-то поступки, то с определением «мастей» вопросов не возникало. Всех, кроме «мужиков», могли четко описать: кто, за что и почему находится именно на этой ступени в иерархии. И только с «мужиками» были проблемы, вытекающие из того, что понятия нигде не прописаны, а чтобы находиться в этой касте, никаких особенных поступков совершать не нужно.
За годы отсидки я слышал минимум десять невнятных объяснений, кто такой «мужик», причем, многие из них противоречили друг другу.
Пояснение «масти» — это не столько поиск арестантской самоидентичности, сколько вопрос того, останешься ты на этом социальном уровне или упадешь ниже. По понятиям, человек, который не может объяснить свою «масть», не должен в ней находиться. Поэтому знание социальных классов в зоне жизненно необходимо, это фундамент понимания лагерной жизни.
И уже на этом, основном уровне, у зеков были «разброд и шатание».
11 декабря 2016, 09:45
к содержанию ↑Немного «общего» для здоровья не вредно
А дальше… А дальше не лучше. Есть такое понятие как «общее». Его собирают для помощи тем, кто уезжает в «крытку» («крытая тюрьма» — тюрьма в тюрьме, в ней отбывают наказание «злостные нарушители режима содержания», а после «крытки» зеки возвращаются сидеть в тот же лагерь, откуда их вывезли); тем, кто уезжает в больницу; на встречи из ШИЗО и БУРов (изоляторы для нарушителей разной степени тяжести) — в общем, для случаев, когда нужно помогать «всем миром».
По понятиям, часть в «общее» должны нести все мужики с любой прибыли, будь то посылка, зарплата, выигрыш или же выгодная сделка. Это одна из причин, почему блатные должны поддерживать мужиков. Есть смотрящий за «общим», на котором лежит огромная ответственность.
А кража из «общака», наверное, один из самых страшных грехов!
Я лично видел, как двое «правильных» зеков ели колбасу, которую им принесли на встречу из ШИЗО, причем они смогли объяснить это даже как-то по понятиям. Мой знакомый, сидевший в другой зоне, видел, как смотрящий за «общим» отдавал игровой долг сигаретами, которые этот парень занес в «общак». Но, поскольку доказательств у него не было, а сидел он еще недолго, мой товарищ решил не поднимать скандал.
Многие рассказывали, как разные смотрящие и блатные тянут из «общего» для своих нужд. А сдавать туда необходимо, иначе никак.
Конечно, не все зеки — «бесчестные сволочи», есть среди них и «идейные люди», но таких гораздо меньше.
4 декабря 2016, 09:45
Когда в моем лагере убрали одних блатных, других освободили, а третьи стали завхозами, когда понятия стали меньше регулировать жизнь и когда полностью убрали смотрящих, многие зеки вздохнули с облегчением, поскольку теперь им мешала жить только милиция.
к содержанию ↑Вместо заключения
Большинство заключенных считает, что «понятия» были придуманы милицией, чтобы заключенными было легче управлять: дополнительный свод правил, кроме установленного администрацией, вводит и дополнительные ограничения. Я думаю, что это не совсем так.
На мой взгляд, понятия были нужны, чтобы как-то регламентировать арестантскую жизнь на огромных просторах СССР. К примеру, такая обидная масть, как «черти», могла появиться, чтобы заставить зеков (многие из которых не сильно заморачиваются личной гигиеной) мыться во время долгих этапов и в самих зонах. Даже сейчас, когда в зонах есть все условия для того, чтобы быть всегда чистым и опрятным, многие ухитряются запускать себя до ужасного состояния, пока их, иногда чуть ли не силой, не заставят постирать вещи или сходить в душ.
То есть понятия регулируют все сферы быта: от интимной и до питания. Вернее, так было раньше, когда они, видимо, были необходимы.
Сейчас же многие запреты и правила пересматриваются и смягчаются, поскольку жизнь идет, и понятия должны соответствовать времени, чтобы от них окончательно не отказались. Потому что в противном случае профессиональные представители преступного мира потеряют власть в зонах, которая держится исключительно на их умении правильно и красиво преподнести неписанные правила в свою пользу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
- Общество
- Беларусь.Live
- Записки заключенного
- Новости Беларуси