Значение Декрета о Земле: Исторический Анализ и Современные Последствия
История создания и хронология принятия Декрета о Земле
Решением ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 года составление декрета было поручено В.И.Ленину. Проект декрета был написан Лениным 26 октября (8 ноября). При составлении Декрета о земле Ленин использовал «Примерный наказ, составленный на основании 242 наказов, доставленных местными депутатами на 1-й Всероссийского съезд крестьянских депутатов в Петрограде в 1917 году», раздел которого «О земле» целиком вошёл в текст декрета.
Проект был предложен Лениным в докладе о земле на 2-м заседании съезда Советов поздно вечером 26 октября (8 ноября) и утверждён в 2 часа ночи с 26 на 27 октбря 1917 года.
- право частной собственности на землю отменялось, запрещалась продажа, аренда и залог земли, вся земля обращалась во всенародное достояние, то есть переходила в государственную собственность, что означало национализацию земли;
- земельные участки с высококультурными х-вами, питомники, конские заводы и прочее, а также весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин;
- право пользования землей получали все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьёй или в товариществе без наёмного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в том числе и артельной.
Конфискация инвентаря не касалась малоземельных крестьян; декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и казаков не конфискуются.
к содержанию ↑Развитие идей Декрета о земле
Нормы декрета были развиты и конкретизированы в «Положении о земельных комитетах» и «Инструкции об урегулировании земельными комитетами земельных и селськохозяйственых отношений», утверждёнными СНК 5(18) декабря 1917 года, в законе «О социализации земли», утверждённом ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 года, «Временной инструкции переходных мер по проведению в жизнь закона о социализации земли», изданной Наркомземом в апреле 1918 года и другими актами Советского государства. С введением в действие с 1 декабря 1922 Земельного кодекса РСФСР декрет утратил силу как законодатательный нормативный документ. Однако он сохранил свое историческое значение как основополагающий акт советского аграрного законодательства вплоть до середины 1980-ых годов.
к содержанию ↑Критика Декрета о земле
После принятия Декрета о земле эсеры, меньшевики, а вслед за ними зарубежные буржуазные публицисты выступили с утверждением, будто издание декрета означает отказ большевиков от своей аграрной программы в пользу программы эсеров. Подобные выводы встречались и в советской литературе 1920-х годов. Ленин писал, что в основу декрета действительно был положен крестьянский наказ, составленный эсерами в соответствии с эсеровской программой социализации земли.
Но в условиях социалистической революции формулы крестьянского наказа «. заполнились новым содержанием». Национализацией земли при диктатуре пролетариата был создан «.
земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму».
к содержанию ↑Значение Декрета о земле
Включение крестьянского наказа в декрет обеспечило поддержку Советской власти со стороны трудящихся крестьян. Крестьяне на собственном опыте убедились в недостаточности уравнительного раздела и в необходимости перехода к общественной обработке земли. Декрет о земле дал основу для организации социалистического хозяйства: государственных советских хозяйств, товариществ и артелей крестьян.
Изъятие земли из частного оборота, трудовой характер землепользования и уравнит. распределение земель обеспечили не только ликвидацию помещичьего землевладения и крупного капиталистического хозяйства на земле, но и служили средством для ограничения кулацкого хозяйства, пока не созрели условия для полного социалистического кооперирования крестьянских хозяйств и ликвидации кулачества как класса.
к содержанию ↑АКТУАЛЬНОСТЬ ЛЕНИНСКОГО ДЕКРЕТА «О ЗЕМЛЕ» В НАШИ ДНИ
Речь пойдет о статусе и современном положении горных сел и равнинных территорий, в том числе о землях отгонного животноводства.
Но сначала некоторая заметка, которая дала толчок к рассмотрению проблемы более шире. Итак, жители села Караузек, Бежтинского участка уже отчаялись получить помощь в строительстве, а точнее в завершении единственного спортивного комплекса на территории караузекской школы. Если учесть, что по документам на территории проживает и учится 1122 ребенка, то проблема более чем актуальная.
Строительство спортзала было начато еще в 1992 году. Коллективное письмо жителей по этому вопросу было направлено на имя Владимира Васильева.
Довести до ума спорткомплекс администрации Бежтинского участка требуется порядка 25-30 млн. рублей, которых в бюджете нет и в помине. Такая же ситуация со спортзалом и в селе Гоор Шамильского района, начатого ещё в 1991 году.
Работая над этим материалом, появились и другие вопросы, которые требуют разъяснений.
Начнем с того, что Бежтинский участок – это уникальное явление в России как административное образование. Дело в том, что находясь в составе Цунтинского района Республики Дагестан, из 12 населённых пунктов, административно входящих в состав Бежтинского участка, половина находится в горах, остальные же находятся на равнине, на территории Бабаюртовского района. Причем на землях отгонного животноводства, где расположены сёла Качалай, Караузек и Каратюбе.
За последние три десятилетия здесь построено около тысячи домов, возникли 14 новых кварталов. В настоящее время в черте селения Бежта практически не остались земли пригодной для отведения под строительство новых домов, а число граждан желающих их получить увеличивается из года в год.
Однако, судя по официальным данным, населенные пункты не газифицированы, остаются проблемы с водоснабжением и электроснабжением. Есть проблемы и с дорогами. Для решения всех этих проблем существует Муниципальная Программа «Социально-экономическое развитие МО «Бежтинский участок» на 2016- 2018 годы».
Общая стоимость Программы оценивается в размере 1279,0 млн. руб. Но это все на бумаге, а таких средств — даже части — никто за это время не выделил.
Из-за вот такой географической и подчас правовой путаницы эта программа и прочие социальные объекты не реализованы. Бабаюрт хоть и находится в непосредственной близости, не вмешивается в социальные проблемы, так как это, по сути, участки других районов.
Из открытых источников известно, что сейчас таких сёл на территории Бабаюртовского района около 200, часть из них существует официально и административно входит в состав соответствующих горных районов, часть — не имеет официального статуса. Население таких сёл на территории района составляет около 60 тыс. человек и, таким образом, превышает население собственно Бабаюртовского района.
Более того, довольно неоднозначная ситуация с расположением всех таких сел на землях отгонного животноводства.
Вообще, статус земель отгонного животноводства был актуален до 80-х годов 20 века. Напомню, что земли отгонного животноводства были как на равнине, так и в горах. Зимой горцы спускали свой скот на равнину, так как там была возможность выпаса, а летом, когда на равнине трава полностью выгорала, степняки — кумыки, ногайцы отгоняли уже свой скот в горы, в альпийские луга.
Но сейчас такой статус земель не актуален.
Во-первых, с развитием технологий заготовки нет необходимости гнать скот. Во-вторых, сельского хозяйства в таком объеме сейчас тоже просто не имеется. Кстати, в горах земли для отгонного выпаса скота хоть и остались, но уже много лет не используются степняками.
Таким образом, на равнинных землях отгонного животноводства довольно обстоятельно начали уже давно обустраиваться. В итоге, возникает закономерный вопрос об оставшихся и проживающих непосредственно в горных селах. Если на равнине (только по официальным данным) всего в Бежтинском участке проживают 8750 человек, а примерно столько же уже живет на равнине, то сколько же осталось в горах? Причем, земли отгонного животноводства принадлежат в собственности республики, которая сдает в аренду по, примерно, 20 рублей за гектар.
В тоже время рядом такой же гектар, но принадлежащий местной власти сдается в сотни раз дороже. Отсюда и парадоксальные налоговые поступления. Вроде и людей много и строений полно, а высоких налогов нет…
С другой стороны, передать земли отгонного животноводства в местный муниципалитет, который сразу сдаст их в аренду по рыночной стоимости, то это сразу приведет к серьезным межнациональным конфликтам. Ведь, без хозяйства и постоянной работы все арендаторы будут в колоссальных долгах. Так можно докатиться и до феодальных отношений землевладельцев и батраков…
Не является ли ключевой проблемой то, что сейчас разрешена частная собственность на землю? А ведь опыт истории Дагестана показывает пагубность и постоянное социальное и межнациональное напряжение при такой практике.
Напомним, что ленинский декрет о земле гласил, о национализации земли и запрета на частное владение, аренду и прочее. Самым ярким положительным опытом налаживания мира и резкого скачка развития благодаря этому декрету был именно в Дагестане. Декрет о земле положил конец распрям и дележу, но, как стало очевидным, лишь на время.
Опубликовано в Жизнь партии
Следующая